Чем регламентируется деятельность организаций

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия

Чем регламентируется деятельность организаций

Государство является основным элементом внешней среды, так как оно оказывает влияние на результаты деятельности любого предприятия путем установления законодательных, нормативно-правовых и других границ в сфере его деятельности.

Основными видами законодательства, установленного государством в отношении предприятий являются:

– Гражданско-правовое законодательство (Гражданский Кодекс РФ), в нем определены организационно-правовые формы предприятий, формы их собственности, порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятий.

– Налоговое законодательство (Налоговый Кодекс РФ). Определяет виды налогов, налогооблагаемую базу, ставки налогов, порядок распределения средств между бюджетами различных уровней.

– Антимонопольное законодательство. Регулирует деятельность предприятий-монополистов, определяет, какие предприятия в РФ относятся к монополистам и какие меры ограничения монополистической деятельности можно использовать по отношению к ним.

– Внешнеэкономическое законодательство. Определяет порядок экспорта и импорта товаров на территории РФ и ставки таможенных пошлин.

Основной принцип правового регулирования (не знание закона – не освобождает от ответственности за его нарушение) определяет важность знаний в области права.

Государство определяет и устанавливает правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов.

Законодательные акты часто характеризуются не только сложностью, но и «подвижностью», а иногда и неопределенностью.

Деятельность хозяйствующего субъекта регулируется не только федеральными законами, но и требованиями (постановление, решение) органов местного самоуправления и государственного регулирования.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, государство не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта напрямую.

Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, а также через методы косвенного воздействия, к числу которых относят: фискальную, кредитную, таможенную политику государства. Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством

Общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами, физическими лицами определяются Гражданским Кодексом РФ.

Порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях определяет Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.

Гражданский Кодекс определяет права и ответственность субъектов права в области имущественных отношений. Раскрывается системой законов: о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской деятельности, таможенное законодательство, о биржах и биржевой деятельности.

Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом Кодексе, вступившем в силу с 1 января 2002 г.

С помощью налоговой системы, куда включены налоговые ставки, налоговые льготы, ставки рефинансирования с ссудным капиталом, государственные закупки, дотация, государство регулирует в нужном ей направлении.

Причем, налоговое регулирование выступает экономическим, а не административным регулированием.

Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право, которое представлено Трудовым Кодексом РФ, вступившем в силу с 1 февраля 2002 г.

Регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных работников и работодателей, включая регламентацию времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и различных компенсаций: при увольнении, санкции за несвоевременность выплаты заработной платы, дополнительные отпуска, компенсация вредных и тяжелых условий труда.

Особо следует отметить наличие элементов экономического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов. Однако экономическое законодательство далеко несовершенно и не решает многих, весьма актуальных проблем, касающихся безопасности населения и окружающей среды.

Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов.

Взаимоотношение хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным Кодексом РФ.

Вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта регламентируются «Законом РФ о несостоятельности, банкротстве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_103570_normativno-pravovie-akti-reglamentiruyushchie-deyatelnost-predpriyatiya.html

Нормативные документы, регулирующие деятельность организации

Чем регламентируется деятельность организаций

Любая организация на территории РФ должны подчиняться целому ряду законодательных актов. В первую очередь это – Конституция. Многие законы основаны именно на принципах Конституции, и принципы эти работают. Например, свобода предпринимательской деятельности, выбор места этой деятельности, защита прав не только в административных органах, а и судах: все это Конституция.

За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности. Это Гражданский и Трудовой кодексы.

Первый документ во многих странах прямо называют конституцией экономической жизни. Второй касается отношений сотрудников и работодателей. В первом определено, что такое предприятие, принципы его деятельности.

Описывается, какие виды предприятий могут организовываться. Уделено внимание порядку формирования предприятия, правила руководства.

Особенность Гражданского кодекса в предоставлении относительной свободы, в том числе, тем, кто занят руководством предприятия. Часто дается правило, и возможность установить свое правило.

Закон может определять правила ведения деятельности (например, закон, устанавливающий правила строительства многоэтажных домов с помощью средств вкладчиков). Есть законы, посвященные темам кредитования.

Отдельные законы могут касаться контроля органами государственной власти, чтобы смягчить условия деятельности предприятий, и сделать политику государства более предсказуемой. Затем следуют акты правительства.

Правительство может создавать нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, когда этого требует закон.

Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство. Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами.

Устав – локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности.

Учредительный договор – документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями. Распорядительные документы предприятия носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый для разрешения оперативных вопросов. Распоряжения предприятия составляются преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов.

Решение – документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.

Многие вопросы должны решаться совместно с сотрудниками предприятия. Например, коллективный договор, в нем закрепляют конкретизированные обязанности сотрудников и руководства предприятия[4. C. 55]

Значительную часть документации составляют должностные инструкции.

Крупное предприятие состоит из нескольких подразделений, их деятельность регулируется положениями. В нем описывается перечень вопросов, которыми, например, должен заниматься отдел, права руководителя.

Положение – нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер.

Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы).

Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.

Структура и штатная численность – документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Штатное расписание – документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как “Структура и штатная численность”, данный документ устанавливает и структуру организации.

Самый большой массив – это акты, служебные записки, протоколы собраний.

Внутренние служебные документы предприятия – официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.

Акт – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события.

Служебная (докладная) записка – документ, адресованный руководителю предприятия или структурного подразделения (реже – вышестоящему органу), содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Справка – это документ, содержащий описание и подтверждение фактов, событий.

Несмотря на небольшой перечень документы, регулирующие деятельность предприятия, составляют основную массу бумаг на предприятии[5. С 530].

Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей.

Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей.

Поэтому в самой простой формулировке организация – это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций: формальные и неформальные.

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Организация – это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединённых в единое целое, где центральное и основное место занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.

Организация как функция призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия.

Организация предполагает формирование управляемой и управляющей систем; определение места и роли каждого работника в системе, распределение их по подразделениям и звеньям; организацию четкого взаимодействия между ними; разработку документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников, с тем чтобы обеспечить заданное течение производственного процесса и выполнение всех функций в соответствии с программой.

Организация – это обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой подсистем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними.

Например, в сфере производства в ее функции входят обоснование и выбор оборудования, организация рабочих мест, выбор технологии и т.д.; в сфере управления – это подбор, расстановка, продвижение кадров, профессиональное обучение, управление деятельностью работников, создание структур управления.

Признаки организации:

  • – количественная определённость;
  • – наличие общих целей и средств их достижения;
  • – обособленность;
  • – наличие управляющего, руководящего и координирующего центра.

Основные виды деятельности организации определяются на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г.

N 454-ст “О принятии и введении в действие ОКВЭД” (при этом учитывается деятельность всех обособленных подразделений юридического лица независимо от их местонахождения).

В отдельных случаях обособленные подразделения могут иметь основной вид деятельности, отличный от основного вида деятельности юридического лица[6].

В соответствии с законодательством РФ экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Иными словами признаками экономической деятельности являются:

  • – затраты на производство;
  • – процесс производства;
  • – выпуск продукции (оказание услуг).

Различают основные, второстепенные (вторичные) и вспомогательные виды экономической деятельности.

Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости. Не обязательно, чтобы основной вид экономической деятельности составлял 50% или более валовой добавленной стоимости.

Второстепенным (вторичным) видом деятельности является любая другая (не определенная как основная) деятельность по производству товаров и услуг, т.е. виды экономической деятельности, относящиеся к различным областям производства.

Продукция основных и второстепенных видов деятельности, как правило, предназначена для сбыта на рынке для третьих сторон.

Вспомогательным видом деятельности является деятельность, которая выполняется в рамках организации с целью обеспечения или облегчения производства этой организацией товаров и услуг, предназначенных для продажи на сторону. Сама продукция этих вспомогательных видов деятельности не поставляется третьим сторонам.

Большинство вспомогательных видов деятельности производит услуги (деятельность администрации, бухгалтерии, обработка данных, сбыт, маркетинг, складское хранение, транспортирование, по уборке и охране и т.д.).

Вспомогательные виды деятельности не учитываются при определении основного вида деятельности, но при разработке статистических данных сведения по ним включаются в данные по основному виду деятельности организации[1].

При определении основного вида деятельности не учитывается также деятельность, являющаяся составной частью единого технологического процесса, а весь процесс классифицируется по конечной продукции.

ОКВЭД классифицирует каждый вид деятельности по кодам.

Прежде всего, ОКВЭД подразделяется на несколько разделов, отмеченных латинскими буквами, которые включают в себя: производство, оптовую и розничную торговлю, оказание услуг и другие виды деятельности.

Разделы делятся на группировки, которые отмечены цифрами. При указании кодов деятельности в учредительных документах рекомендуется указывать группировки, состоящие не менее чем из трех цифр.

Источник: https://studwood.ru/1559961/ekonomika/normativnye_dokumenty_reguliruyuschie_deyatelnost_organizatsii

Энциклопедия решений. Внутренние документы ООО, регулирующие деятельность органов управления | ГАРАНТ

Чем регламентируется деятельность организаций

Внутренние документы ООО, регулирующие деятельность органов управления

Внутренними документами ООО являются документы, регулирующие организацию деятельности общества (пп. 6 п. 2.1 ст. 32, пп. 8 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, далее – Закон об ООО). Внутренние документы не должны противоречить уставу общества (п. 5 ст. 52 ГК РФ).

Внутренние документы ООО утверждаются общим собранием участников ООО.

Утверждение внутреннего регламента или иных внутренних документов общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО и не может быть передано другим органам управления (абзац седьмой пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Решение принимается большинством от общего числа участников ООО, если необходимость большего числа для принятия таких решений не предусмотрена Законом об ООО или уставом общества (пп. 6 п. 2.1 ст. 32, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Внутренними документами могут быть урегулированы, в частности, следующие вопросы, прямо названные в Законе об ООО:

1. Порядок проведения общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 37 Закона об ООО). Так, например, могут быть установлены процедуры избрания председателя и секретаря собрания, контроль за подсчетом , полномочия лиц, назначаемых для осуществления контроля за подсчетом ;

2. Порядок проведения заочного ания при принятии решения общим собранием участников без проведения собрания, который должен предусматривать (п. 3 ст. 38 Закона об ООО):

– обязательность сообщения всем участникам ООО предлагаемой повестки дня;

– возможность ознакомления всех участников ООО до начала ания со всеми необходимыми информацией и материалами;

– возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов;

– обязательность сообщения всем участникам ООО до начала ания измененной повестки дня;

– срок окончания процедуры ания;

3. Порядок деятельности единоличного и коллегиального исполнительных органов ООО и принятия ими решений (п. 4 ст. 40, п. 2 ст. 41 Закона об ООО). Например, могут устанавливаться:

– порядок предоставления указанными органами отчета о своей работе общему собранию участников;

– периодичность, с которой собирается коллегиальный исполнительный орган, кворум для принятия им решений;

– обязанность исполнительных органов предоставлять членам совета директоров информацию, необходимую для их деятельности;

– обязанность лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа информировать общее собрание участников или совет директоров о своей заинтересованности в сделках, совершаемых ООО;

– условия оплаты труда указанных лиц или порядок их определения;

– ответственность указанных лиц за неисполнение названных обязанностей;

4. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 4 ст. 47 Закона об ООО). Например, могут устанавливаться:

– периодичность, с которой собирается комиссия;

– порядок принятия решений ревизионной комиссией, кворум для принятия ею решений;

– сроки, в течение которых должностные лица и работники ООО должны предоставлять ревизионной комиссии затребованные ею документы и ответственность за неисполнение такого требования.

Названные внутренние документы могут оформляться, например, в виде положения о соответствующем органе.

Внутренние документы могут приниматься и по иным вопросам организации деятельности ООО, например, может быть издано положение о совете директоров. В нем могут устанавливаться требования к членам совета (к их образованию, опыту работы и т.п.

), закрепляться обязанности членов совета, разрешаться вопросы о включении в состав совета независимых директоров, устанавливаться обязанность должностных лиц общества предоставить членам совета директоров необходимую для их деятельности информацию и т.д.

К внутренним документам не относятся, в частности

– устав общества, который является учредительным документом;

– договор об учреждении ООО, так как он регулирует только вопросы создания ООО и прекращает свое действие после создания общества;

– корпоративный договор (договор об осуществлении прав участников ООО), поскольку сторонами такого договора являются участники ООО, а не общество.

Общество обязано хранить свои внутренние документы по месту нахождения своего единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам ООО (п. 2 ст. 50 Закона об ООО).

Общество по требованию участника ООО обязано обеспечить ему доступ к внутренним документам (п. 4 ст. 50 Закона об ООО). Кроме того, в соответствие с изменениями в ГК, вступившими в силу с 1 сентября 2014 г., члены совета директоров ООО также имеют право знакомиться с внутренней документацией общества (абзац второй п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

Источник: https://base.garant.ru/58078174/

Регламентация деятельности персонала

Чем регламентируется деятельность организаций

Автор : Михаил ГОРДЕЕВ заместитель исполнительного директора ЗАО «Евроменеджмент»

Источник : Кадровое дело

Для того чтобы эффективно управлять персоналом, нужно регламентировать его деятельность. Большинство HR-специалистов считают вопрос регламентации деятельности незначительным и не уделяют ему должного внимания. А ведь это действенный инструмент повышения эффективности работы ваших сотрудников. Мы вам расскажем, как грамотно организовать этот процесс.

Потребность в регламентации деятельности появляется тогда, когда увеличивается количество правил в «игре», в которую вовлечена организация. Другими словами, компания развивается, число управляемых объектов – сотрудников, продуктов, процессов – растет, и высшему руководству все труднее справляться с таким объемом управленческой работы.

Хороший руководитель может эффективно управлять пятью-семью заместителями и вдохновлять своим энтузиазмом человек десять ключевых специалистов.

Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и всегда есть возможность воспользоваться недоговоренностями.

Регламентация деятельности – это установление однозначных правил поведения в рамках определенной деятельности. Для персонала это прежде всего модели выполнения работ. Можно выделить три способа целенаправленного управления моделями поведения сотрудников в зависимости от жесткости регламентации: правила, нормы и традиции.

Правила – самый жесткий способ регламентации. Правила – это официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения (стандарты деятельности), соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается.

Правилами могут регулироваться технологические области деятельности, например технология производства, за которой следят менеджеры по качеству (ОТК).

Кроме того, правилами могут устанавливаться модели проведения совещаний, форма одежды, поведение сотрудников во время корпоративных мероприятий и в некоторых случаях даже личная жизнь сотрудников.

Нормы – неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается. Сотрудники организации, которые принимают самое активное участие в сохранении, распространении и контроле за исполнением норм, становятся его лидерами (формальными или неформальными).

Традиции – максимально мягкие требования к поведению сотрудников, при которых существует некоторая модель поведения, которую одобрило руководство, но нет ни контролирующих ее соблюдение лидеров, ни официальных правил. В данном случае модель выступает в качестве эталона, но каждый человек решает сам, следовать этому эталону или нет (по принципу «нравится – не нравится»).

Например, в вашей организации принято дарить женщинам цветы на 8 Марта. Если обязанность вручения цветов к празднику закреплена в кодексе компании и установлены санкции за ее невыполнение, то это регламентация на уровне правил.

Если наличие цветов в этот день вызывает у сотрудниц радость, а отсутствие – плохое настроение и обиды, то это регламентация на уровне норм.

Если же принятие решения о том, дарить цветы или не дарить, остается на усмотрение сотрудников, то это регламентация на уровне традиций.

Для того чтобы деятельность организации была управляемой, необходимо регламентировать субъекты деятельности, процессы деятельности и ресурсы, необходимые для ее успешного ведения.

Субъекты деятельности – сотрудники, выполняющие работу. Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (должностные позиции, рабочие места) и коллективными (подразделения).

Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах. В создании именно таких документов наиболее сильны кадровые специалисты.

Как правило, кадровики и руководят всем процессом разработки и мониторинга организационных документов.

Процессы деятельности – это части деятельности, в ходе которой субъекты выполняют свою работу, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы (положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации).

При разработке и мониторинге нормативных документов HR-специалисты могут иметь ведущую роль как сотрудники, умеющие проводить анализ деятельности и разрабатывать грамотные и понятные тексты. Ресурсы – это деньги, материалы, люди, которые обеспечивают деятельность компании.

Распределение ресурсов обязательно нужно регламентировать, и наиболее удобно это делать с использованием планово-учетных документов (планов, нормативов).

Так как люди – один из ключевых ресурсов, необходимых в деятельности практически любой организации, регламентация деятельности персонала – одна из самых важных задач крупных компаний.

Роль HR-специалистов при работе с планово-учетными документами заключается в разработке хороших планов по управлению персоналом, а по возможности и справочников по кадровым аспектам для менеджеров компании, например справочника по уровню зарплат в других организациях.

Есть еще один тип регламентирующих документов – распорядительные документы (приказы, распоряжения, служебные записки с разрешительной резолюцией, решения и т. п.).

Они применяются для передачи краткосрочных, не терпящих отлагательств поручений руководства – когда нет смысла разрабатывать полноценный документ долговременного действия.

Такими документами можно регулировать и субъекты, и процессы, и ресурсы.

Отметим, что объем действия распорядительных документов при регулярном менеджменте очень мал, и когда мы говорим о регламентации, то имеем в виду в первую очередь регламентирующие документы долговременного действия: организационные, планово-учетные и нормативные. Пользователи регламентирующих документов

Существует расхожее мнение о том, что регламентирующие документы нужны только специалистам по регламентации или по управлению персоналом. На самом деле это не совсем так. Грамотная система документационного обеспечения управлением (ДОУ) полезна для всех категорий персонала в организации – топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, линейных руководителей и исполнителей.

Рассмотрим подробнее, что же дает регламентация деятельности персонала для каждой категории сотрудников. Топ-менеджеры. Для высшего руководства регламентирующие документы – инструмент, который позволяет не отвлекаться на текущие и незначительные проблемы управления.

При поставленной системе регламентации топу достаточно один раз установить набор правил – и он может быть уверен в том, что они будут правильно выполняться. Менеджеры среднего звена.

Руководителям среднего звена регламентация деятельности позволяет представлять систему управления организацией комплексно: где заканчивается и начинается очередная зона ответственности, правильно ли поделены функции, кто руководит тем или иным процессом и как оцениваются результаты этой деятельности.

Линейные руководители.

Для бригадиров, перед которыми уже поставлены конкретные задачи, регламентация деятельности – это руководство к действию, где должны быть описаны способы (технологии) достижения намеченных целей.

На практике во время реализации многих проектов те линейные руководители, которые изначально были настроены против лишних бумажек, получив на руки регламент, со временем осознают, что работать стало гораздо проще и удобнее.

Исполнители. Данная категория персонала является, пожалуй, основным пользователем регламентирующих документов. Одним из признаков хорошо составленного регламентирующего документа является то, что он понятен исполнителю.

Ведь основная причина непринятия большинством сотрудников регламентирующих документов не в том, что они не доработаны или плохо оформлены, а в том, что эти документы недостаточно отражают деятельность конкретного сотрудника.

Есть, правда, еще одна причина неприятия – правильная регламентация всегда усиливает нагрузку на сотрудника (повышает его уровень эксплуатации), но не всегда это повышение приводит к росту оплаты труда.

Специалисты по регламентации и управлению персоналом. Поскольку такие специалисты выполняют самую ответственную роль в регламентации деятельности, для них важно, чтобы регламентирующие документы были достаточно технологичными и на их разработку затрачивалось как можно меньше ресурсов.

Регламентация деятельности персонала не требует дополнительных капиталовложений и доступна абсолютно любой организации. Она позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

Однако для успешного управления компанией необходимо не только структурное описание регламентов деятельности персонала, но и внедрение в сознание персонала тех ценностных установок, которые способствуют выполнению этих самых регламентов.

Но это уже тема следующего нашего разговора.

Источник: https://hr-portal.ru/article/reglamentaciya-deyatelnosti-personala

Федеральное законодательство, регулирующее деятельность обществ с ограниченной ответственностью в России

Чем регламентируется деятельность организаций


Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная при согласии юридических лиц и граждан путем объединения их долей для осуществления хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью или планирующие открыть «свое дело», в большинстве случаев регистрируются в данной форме.

Для эффективного развития и функционирования рыночной экономики в условиях нестабильности и конкуренции необходимо современное и развитое законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов.

Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулирует федеральное законодательство, которое состоит из:

  1. Конституции РФ;
  2. Кодексов РФ (гражданский, налоговый и др.);
  3. Федеральных законов.

Конституция РФ является главным законом государства, имеющим высшую юридическую силу. В ней закреплены общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. В 8 статье Конституции прописаны основные условия существования рыночной экономики, благодаря которым развивается предпринимательская деятельность:

 обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, помощь конкуренции, свобода экономической деятельности.

 принятие и защита частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

В статье 34 Конституции РФ провозглашается право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которая не должна быть направлена на «монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [1, С.7].

Статьи с 34 по 37 Конституции РФ гласят, что каждый гражданин государства имеет право заниматься свободным трудом, частной собственностью и предпринимательской деятельностью.

Данные права могут ограничиваться федеральным законодательством только в том случае, если человеческая деятельность противоречит основам конституционного строя, угрожает жизни и здоровью других людей, а также ущемляет их права и интересы, нарушая покой и оборону страны.

Таким образом, Конституция РФ провозглашает основные принципы и правила осуществления предпринимательской деятельности, а также гарантирует и защищает основные права, свободы и интересы участников предпринимательства, в том числе и деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

Кроме Конституции РФ общие положения об обществах с ограниченной ответственностью как субъектов гражданских правоотношений представлены в главе 4 Гражданского кодекса РФ.

Так статья 87 кодекса гласит: «Обществом с ограниченной ответственностью признаётся хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей» [2, С.47]. Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки обществ с ограниченной ответственностью:

 первоначальный капитал общества обязательно должен быть разделен на доли;

 в отличие от индивидуального предпринимателя, который отвечает по своему обязательству всем своим имуществом, участники общества, наоборот, не отвечают по обязательствам общества, а несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им вкладов.

В Гражданском кодексе установлено число участников общества с ограниченной ответственностью, оно должно быть не больше пятидесяти человек. В случае если количество участников организации выходит за пределы, то общество в течение года должно быть преобразовано в акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью может быть образовано одним лицом или может состоять как из одного физического, так юридического лица.

В 89 статье Гражданского кодекса РФ установлено, что учредительным документом общества является устав, в котором прописаны основные сведения об организации.

Статья 90 кодекса посвящена уставному капиталу общества с ограниченной ответственностью, который состоит из номинальных долей участников общества. Размер уставного капитала должен быть не менее 10 000 рублей, и на момент регистрации общества данная сумма оплачивается не менее чем наполовину, а остальная часть средств подлежит оплате в течение первого года деятельности общества [2, С.49].

Таким образом, Гражданский кодекс РФ играет большую роль в регулировании деятельности обществ с ограниченной ответственностью, он закрепляет правовое положение общества, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности его участников.

Так как общества с ограниченной ответственностью являются хозяйствующими субъектами рыночной экономики, то их деятельность должна регулироваться Налоговым кодексом РФ.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, являются основными налогоплательщиками государства, поэтому в Налоговом кодексе закреплены статьи, регулирующие их налогообложение.

Например, 19 статья Налогового кодекса РФ устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы» [3, С.17].

Так и общества с ограниченной ответственностью обязаны своевременно уплачивать налоги в казну государства. Согласно российскому законодательству они праве выбрать любую из предложенных систему налогообложения.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности могут возникнуть случаи, когда у физических или юридических лиц нет средств на уплату налогов или их сумма была неумышленно рассчитана неправильно. Тогда в силу вступает статья 122, главы 16 Налогового кодекса РФ.

В ней описаны основные виды налоговых правонарушений, а также ответственность за их совершение.

Согласно закону, общество с ограниченной ответственностью, занижающее налоговую базу или неверно исчисляющее налог, несет ответственность в размере штрафа равного 20 % от неуплаченного налога.

Предпринимательская деятельность создаёт систему рыночных отношений, которые регулируются и контролируются Законодательством РФ. Так как общества с ограниченной ответственностью являются организационно-правовой формой юридического лица, то данные правила распространяются и на их деятельность. Любой вид предпринимательства должен быть законным.

Для этого в Законодательстве РФ существуют законодательные акты, которые контролируют законность предпринимательской деятельности. К ним относятся Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, в которых определено понятие нарушения, его виды в области предпринимательства, а также установлены наказания за их несоблюдение.

Статья 14.1.

Кодекса РФ об административных правонарушениях посвящена административным нарушениям в предпринимательской деятельности, к которым относится: «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» [4, С.159]. За нарушение данной статьи на правонарушителя возлагается административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

В Уголовном кодексе также есть статья, посвященная незаконной предпринимательской деятельности, но ее предметом является «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» [5,С.76]. При нарушении этой статьи, лицо будет наказано по всей строгости, на него будет возложен штраф «в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного, за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев» [5, С.76].

Таким образом, нарушения в области предпринимательской деятельности, а, именно, незаконное ее ведение, может привести к административной и уголовной ответственности. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Помимо Конституции РФ и общих норм Гражданского кодекса РФ, правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регламентируют и Федеральный Закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Федеральным законом установлено правовое положение, права и обязанности участников общества, а также порядок организации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Также закон определяет положения устава и положения учредительного договора, число участников общества, минимальный размер уставного капитала, которые согласовываются и утверждаются на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью.

Глава 5 Федерального закона посвящена реорганизации обществ с ограниченной ответственностью в закрытые акционерные общества. Одним из критериев является количество участников, которое не должно превышать 50 человек.

Закон предусматривает обязанности участников общества, которые заключаются в оплате своей доли в уставном капитале в размерах и в сроки, оговоренные договором об учреждении общества, а также участники обязаны не разглашать информацию о деятельности общества [6,С.43].

Следует отметить, что особенности правового положения обществ с ограниченной ответственностью могут контролироваться и другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют отдельные стороны их деятельности. К числу таких документов относятся:

Источник: https://moluch.ru/archive/110/26881/

Кабинет Юриста
Добавить комментарий