Что сказать леонардо да винчи

Загадки, которыми Леонардо да Винчи развлекал придворное общество

Что сказать леонардо да винчи

В литературном наследии Леонардо да Винчи есть так называемые «предсказания». На самом деле это загадки, но сформулированы они в виде описания сцен из будущего. Сюжеты загадок чаще всего ужасны, как лучшие картины Босха, а решения — просты. Сначала мы расскажем вам, как устроены эти загадки-предсказания, а после предложим разгадать дюжину.

«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, — объясняет искусствовед Абрам Эфрос.

— Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его.

Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».

Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):

— Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.

О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» — написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.

Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени.

Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой — не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова.

Если не догадаться о назначении этих отрывков,их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».

Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия — и весьма правдоподобная — о содержании и предназначении босховского «Сада земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.

Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц.

Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении.

Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.

Это — фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха

А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:

— Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.

Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.

Вот фрагмент триптиха Босха «Искушение Святого Антония».

А вот не менее жуткая загадка да Винчи:

— Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.

Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.

Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.

1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.

2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.

3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.

5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.

6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.

7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.

8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.

9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.

10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.

11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.

12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.

Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте.

За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага.

Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.

Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:

1. Землепашцы.

2. Сапожники.

3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.

4. Мячи для игры.

5. Животные везут пушки.

6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.

7. Рукоятка топора.

8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.

9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.

10. О картинах святых, которым поклоняются.

11. О взбивании постели, чтоб ее поправить

12. Об отражении городских стен в воде их рвов.

Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).

Источник: https://pikabu.ru/story/zagadki_kotoryimi_leonardo_da_vinchi_razvlekal_pridvornoe_obshchestvo_5828384

8 любимых вещей Леонардо да Винчи

Что сказать леонардо да винчи

10 декабря 2019

Сказать, что Леонардо да Винчи — самая загадочная и масштабная фигура эпохи Возрождения, не будет преувеличением.

Художник, инженер, изобретатель, устроитель праздников, военный стратег, мыслитель, кулинар — перечень можно продолжать, и ему не будет конца.

Остается понять, как Леонардо удалось успеть все это за одну земную жизнь? Попробовали сделать это, собрав в этой статье восемь любимых вещей великого итальянца.

Записные книжки

Наверное, ни один художник так не любил вести дневники и записывать свои размышления, как Леонардо да Винчи. И это прекрасно: именно записи, сделанные на тысячах страниц его блокнотов, стали волшебным ключом, открывшим миру величие и многогранность его гения.

Леонардо хотя и рос в доме потомственных нотариусов, сам себя называл безграмотным. Конечно, это не более чем скромность: художник не только был невероятно одарен, обучен чтению и письму, но еще и умело зашифровывал все свои записи.

Почти все тексты в записных книжках Леонардо сделаны справа налево, а прочитать их можно только в зеркальном отражении.

Многочисленные сокращения, специальные «ошибки», придуманные слова, полное отсутствие знаков препинания и изобилие тосканских диалектов — настоящее испытание для дешифровальщиков его трудов.

Но какой бы замысловатой ни была форма его дневников, ей не сравниться с их содержанием. Сказать, что масштабом творческой мысли и изобретательским гением Леонардо опередил свое время, — не сказать ничего. Здесь и внимательные наблюдения за явлениями природы: облаками, космическими объектами, потоками воды.

И мудрые изречения — собственные и почерпнутые у великих философов и современников. И схемы хитроумных механизмов со сложными геометрическими соотношениями. И передовые научные открытия в совершенно разных областях — анатомии, биологии, физике.

И, конечно, здесь тысячи рисунков: искусных, точных, поражающих изяществом линий. 

Записей было так много, что Леонардо даже хотел их издать: составил содержание для будущей книги и начал группировать смыслы в главы. Однако совершить это великое дело так и не успел — да и в принципе вряд ли бы смог: слишком широк и многообразен был разброс его интересов.

Человеческое тело

Одной из самых раскрытых тем в дневниках Леонардо была анатомия. Эту науку можно было бы осваивать в теории, но художник, утверждавший, что «единственный критерий истины — опыт», изучал ее на практике, а точнее, на трупах. 

В начале XVI века получить доступ к анатомическим материалам было непросто, но не невозможно: главное — обзавестись правильными знакомствами в среде ученых мужей.

Для Леонардо таким знакомым стал профессор из университета Павии, благодаря которому художник получил почти неограниченный доступ к телам умерших. Именно на них он изучал строение скелета, внутренних органов, мышц, нервной системы и головного мозга.

Целью вскрытий был не праздный интерес: полученную информацию Леонардо активно использовал в творчестве, добиваясь новых высот в правдоподобном изображении поз, жестов и мимики.

Другой причиной, побудившей Леонардо заниматься не самым приятным и безопасным занятием, было желание создать новый анатомический атлас. После одного из вскрытий он даже смог поставить посмертный диагноз: сужение коронарных сосудов, атеросклероз и цирроз печени. Его также интересовали сердце и кровеносная система.

Он даже создал стеклянную модель аортального клапана, по которой исследовал движение жидкости. Правда, замыслу о создании полноценного руководства по анатомии не суждено было превратиться в реальность: тысячи рукописных наблюдений пошли по рукам и «рассосались» по всей Европе. Да и общий уровень медицинских знаний современников не дал бы ходу его открытиям.

Ценность наработок художника осознали только ученые XX века.

Леонардо вскрывал не только людей. Этот пытливый исследователь брался за любой материал: львов, медведей, обезьян и прочих млекопитающих. Сравнивая системы организма животных и человека, он пытался найти ключевые общности, объяснить некие закономерности. Правда, к братьям меньшим Леонардо все-таки относился несколько лучше, чем к представителям собственного вида.

Вегетарианство

Животную пищу Леонардо не употреблял с раннего детства — причем по идейным соображениям.

Да, он легко мог резать трупы, но никогда не стал бы глумиться над живым существом: «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?..

Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».

Вегетарианство как явление, вероятно, существовало во времена Леонардо, но невозможно сказать, что оно представляло масштабную философию, которой стало сегодня.

Хотя XV и XVI века называют эпохой Возрождения, им предшествовали годы темных и жестоких Средних веков, когда люди не могли похвастаться гуманным отношением не то что к животным, а даже друг к другу.

Леонардо же приписывают слова: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Откуда взялось это неординарное стремление гуманизировать животных? Возможно, от чувства уважения к жизни и свободе. В письмах его современников говорится, что Леонардо так не терпел несвободу, что покупал запертых в клетках птиц на рынке и отпускал их на волю.

Кстати, одно из первых его изобретений — машина для выламывания решеток из темниц, своеобразный прототип домкрата. А возможно, это стремление родом из детства, которое художник провел в небольшом сельском доме у своего деда Антонио.

Его с ранних лет окружали домашние животные и скот, к которым мальчик относился с большой любовью.

Мама

Леонардо да Винчи мало что знал про родную мать. Долгое время ученые спорили, кем же она была: то представляли ее рабыней, то уроженкой северной Африки или Кавказа. Однако, по последним данным, обнаруженным в налоговых архивах Флоренции, матерью Леонардо была простая крестьянка Катерина.

Ей было 15 лет, когда отец художника, нотариус Пьер ди Антонио да Винчи, соблазнил ее, и 17, когда она вышла замуж. Правда, не за него, а за местного фермера-горшечника, причем спустя всего 8 месяцев после появления Леонардо на свет. Официальной пассией для потомственного юриста она не смогла бы стать никогда: слишком уж «простой» была ее кровь.

Поэтому семейство да Винчи пристроило ее по соседству, а новорожденного малыша оставило себе на воспитание.

Маленький Леонардо жил в семье деда и почти никогда не встречался с матерью. Старшего родственника мальчик очень любил — и это чувство было взаимным. Катерина, у которой позднее родилось еще пятеро детей, тоже не торопилась выстраивать отношения с первенцем.

И вроде бы все получилось весьма складно, но, как сказали бы опытные психоаналитики, Леонардо все-таки испытывал недостаток материнского участия в жизни. Возможно, именно с этим связано одно из основных направлений его творчества — многочисленные женские образы.

Мадонны

Образ женщины, матери, Мадонны с младенцем на руках характерен для искусства эпохи Возрождения, которое главной ценностью и мерой всех вещей избрало человека. Но в работах Леонардо этот символ обрел новый смысл и красоту.

Каких только «мадонн» не писал Леонардо. Одна из его первых самостоятельных работ — «Мадонна с гвоздикой». Дальше были «Мадонна с цветком», «Мадонна с веретеном», «Мадонна в гроте», которая демонстрирует уже твердо поставленную руку и приобретенные научные знания о геодезии и анатомии. Но, пожалуй, одна из самых интересных «мадонн» Да Винчи — «Мадонна Литта».

«Мадонна Литта», названная так по фамилии аристократического семейства, в собрании которого работа оказалась в XIX веке, была написана в 1490—1491 годах. Как и многие другие картины Леонардо, она изобилует интересными деталями. Малыш держит в руках щегла — символ артистичности и творческого начала.

Зашитое платье Мадонны спешно разорвано, чтобы покормить ребенка — то есть женщина пытается отлучить ребенка от груди, но все-таки сдается и уступает его требованию. Лица Мадонны и ребенка написаны очень тщательно, а остальные детали, как будто фокусом фотоаппарата, уведены на задний план, в темный фон.

А еще у этой пары нет привычных нимбов — символов святости.

Сколько всего картин у да Винчи — никто не знает. Скорее всего, не сохранилась довольно значительная их часть, ведь мастер постоянно экспериментировал с инструментами и техниками — придумывал свои и совершенствовал старые.

В рукописях до сегодняшнего дня дошли кое-какие сведения о его творчестве, но упор сделан на подробное изложение техник письма, способах грунтовки и смешивания краски для большей долговечности.

Вообще, сам Леонардо художником себя не считал и говорил: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других». 

Архитектура

Сам себя Леонардо считал кем угодно, только не живописцем. Наравне с анатомией и инженерией страстью его была архитектура. Поступив в конце XV века на службу к герцогу Людовику Сфорца, он занялся усовершенствованием его родового замка: разработал систему укреплений и декоративных элементов для башен.

В эти годы он также строил оросительные системы для местных фермеров, проектировал театры, виллы, внутренние интерьеры зданий, лестницы и купола соборов. Но большинство его работ так и остались проектами в дневниках.

Многие новаторские идеи опять показались современникам слишком амбициозными — предложенные Леонардо приемы стали использовать только в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI века.

В 1510-е годы мастер снова вернулся в Милан, где работал над проектами каналов и шлюзов, призванных защищать город от наводнений. Уже на закате своих дней, находясь на службе у французского короля Франциска I, он разрабатывал план перестройки города Роморантен и готовил эскизы для грандиозного замка — Шамбор, который уже после его смерти был построен в долине реки Луары.

Один из своих самых прорывных архитектурных проектов Леонардо создал во время работы с семейством Борджиа. Это была карта города Имолы, выполненная в совершенно передовой для эпохи манере.

На ней город изображен перпендикулярно сверху — как будто со спутника. До этого карты местности составляли под небольшим углом, как будто зритель смотрит на местность с соседнего холма.

Это была первая в истории карта-план, точно воссоздающая пропорции реального города с высоты птичьего полета.

Самолеты

…А также вертолеты, парапланы, винтовые двигатели и прочие летательные приспособления, которые позволили бы поднять бренное тело человека в воздух. В личных записях Леонардо обнаружены десятки зарисовок всевозможных летательных механизмов. Очевидно, художник был просто одержим мыслью, что человек когда-нибудь сможет подняться в небеса. Но фантазиями дело не ограничилось. 

Сначала Леонардо детально изучил строение мускулатуры птичьего крыла и сравнил его с человеческой рукой. Первая сконструированная им модель летательного аппарата напоминала механические крылья летучей мыши и должна была приводиться в движение усилием мышц.

Правда, скоро изобретатель осознал, что, для того чтобы взлететь, собственных сил человеку не хватит, и тогда подключил к решению вопроса инженерию.

В его дневниках описаны принципы работы и сделаны зарисовки множества хитроумных приспособлений: огромного воздушного винта из льняного полотна (прототипа будущего вертолета); вертикального механического аппарата, поднимаемого в воздух системой ручных и ножных педалей; даже конусообразного «парашюта» — устройства, с помощью которого можно «прыгать с любой высоты без всякого вреда для своего тела». 

В процессе освоения темы полетов Леонардо придумал еще несколько интересных вещиц: анемоскоп — устройство для определения направления ветра, гироскоп — измеритель наклона откоса и, так как считал воздух подобным воде по свойствам, даже пару гидроскопических измерителей.

Военная техника

У инженерного гения Леонардо да Винчи была и обратная сторона: он обожал придумывать приспособления для массовых убийств и всевозможные военные машины. И если полеты оставались его собственной романтической мечтой, то изобретение военной техники стало практически госзаказом.

Многочисленные враждовавшие между собой итальянские города и их правители с радостью поддерживали Леонардо в его увлечении военной инженерией и постоянно обращались к нему с просьбой усовершенствовать то или иное оружие, придумать хитроумную осадную технику, помочь подготовить город к предстоящему нападению. Герцог Миланский вообще привлекал художника в качестве военного стратега в ходе конфликтов с соседями и относился к его советам с большим уважением.

Каких только страшных орудий убийства не изобрел миролюбивый Леонардо! В арсенале его записных книжек нашлись чертежи и описания бомбометов, бронированного «танка», 30-ствольного «пулемета», многочисленных катапульт, пушек, осадных машин и даже колесницы с лезвиями. Многое из этого было изобретено впервые, а многое — любовно доработано и доведено до высшей степени эффективности: Леонардо самозабвенно придумывал, как увеличить дальнострельность катапульт и добавить мощности пушечным выстрелам. 

Будучи пособником современникам в их военных делах, художник тем не менее писал: «На земле всегда будут происходить опустошительные войны… И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть». 

Для справки

7 ноября в музее Польди-Пеццоли (Милан) открылась выставка «Леонардо и “Мадонна Литта”».

Экспозиция приурочена к 500-й годовщине со дня смерти да Винчи и стала частью насыщенной культурной программы, которую в рамках проекта «Милан — Леонардо — 500» подготовило правительство Италии.

Выставка, официальным спонсором которой выступил банк ВТБ, продлится до 10 февраля 2020 года, после чего «Мадонна Литта» вернется в Эрмитаж.

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/8-lyubimykh-veshchey-leonardo-da-vinchi/

7 небанальных фактов о Леонардо да Винчи

Что сказать леонардо да винчи

Леонардо да Винчи изобрел вертолет, не интересовался женщинами и не ел мяса. В наши дни Лео считали бы очень модным! О том, как сын простого нотариуса заткнул за пояс всех художников своего времени и обогнал будущее – в нашем материале.

Леонардо да Винчи – гениальный художник, архитектор, учёный, изобретатель, шахматист и музыкант. И это далеко не полный перечень его профессий. Как вы понимаете, обычному человеку такое не по зубам. И жизнь такого человека просто не могла пройти скучно. Так и есть – она насыщена самыми необычными фактами.

Перед тем, как приступить к ним, давайте кратко посмотрим, в какой семье он родился и вырос. У него было хорошее бесконфликтное детство. Леонардо да Винчи родился в семье богатого нотариуса и простой крестьянки.

Они не были женаты и вскоре его отец женился на богатой аристократке. Брак оказался бездетным, поэтому они воспитывали Лео.

Но потеряв родную мать, юный гений часто о ней переживал и вспоминал, отражая ее образ в искусстве.

Жуткий щит Медузы

Это была первая серьезная работа Лео. Его отца попросили найти художника, который красиво распишет круглый деревянный щит. Леонардо с энтузиазмом взялся за эту работу.

Он решил сделать щит с головой Медузы, но для натурализма и устрашения он вылепил на нем живую скульптуру. Он набрал и засушил насекомых и ящериц, кузнечиков, змей, гусениц, летучих мышей и т п. И сложил рисунок головы Медузы из них. Щит реально ужасал окружающих!

Отец Леонардо не отдал работу заказчику, купив ему другой щит. А этот за дорого был продан на ярмарке во Флоренции.

Щита Леонардо не осталось, но есть аналог – художественная копия от другого гения эпохи Возрождения – Караваджо. А теперь, представьте, как бы выглядел этот жуткий рисунок, не нарисованный кистью, а выложенный из насекомых, змей и прочих монстров.

Щит головы горгоны Медузы в исполнении Караваджо

Художественный баттл: ученик лишил работы учителя

В 14 лет Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо и изучает искусство живописи. Это была лучшая мастерская того времени. В 20 лет из подмастерья становится мастером.

Верроккьо получает заказ на картину «Крещение Христа». Картину рисуют вместе всей школой, каждому ученику дают отдельный элемент – это обычная практика того времени.

Леонардо поручают нарисовать ангела и тот получается таким живым и удивительным, что превосходство ученика над учителем становится заметным всем.

После этой истории Верроккьо так расстроился, что забросил живопись и больше никогда не рисовал.

Картина “Крещение Христа”, ангела в левом нижнем углу нарисовал Леонардо да Винчи

Женщины Леонардо…или мужчины?

Личную жизнь гений держал в тайне. Впрочем, известно, что Леонардо никогда не встречался с женщинами. В какой-то момент это породило слухи о его нетрадиционной ориентации, якобы он домогался натурщиков. Но это оказались слухи злопыхателей и они не подтвердились. На тему личной жизни Леонардо вообще предпочитал не разговаривать.

Друзья и ученики в воспоминаниях говорят, что Леонардо был девственником. Ему это было неинтересно, он был полностью поглощен искусством и наукой.

Детей у него не было, поэтому все богатое наследство – произведения искусства, уникальные документы, недвижимость и виноградники – он завещал своим ученикам и любимому слуге.

«Мы ходячие кладбища!»

Леонардо да Винчи очень любил животных и был вегетарианцем. Он считал, что человек не должен держать птиц в клетках и выставлять зверей на посмешище в цирках.

«Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса», – Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Если человек – царь зверей, то он не должен убивать животных, был уверен Леонардо.

И, уж простите за аналогию, отсутствие интереса к женщинам и вегетарианство – в этом он тоже обошел время. В наши дни это уже стало трендом!

Искусство в кулинарии

Впрочем, не взирая на вегетарианство, с мясом гений был связан непосредственно. Леонардо да Винчи 13 лет был придворным мастером кулинарии. Он отвечал за изысканный вкус блюд и красивую сервировку. Самое известное его блюдо – тушёное мясо в нарезку и красиво разложенные овощи. Его очень любили при дворе.

«Почерк Леонардо»

Леонардо да Винчи в расцвете сил

Вы считаете, что наши врачи пишут рецепты странно и непонятно? Просто они ведут традиции от Леонардо да Винчи. Его особенный почерк даже вошел в историю. Леонардо да Винчи был амбидекстром —то есть равно владел и левой и правой руками. И писал он справа налево. По его словам, ему так было удобнее писать.

Видел будущее

Множество проектов и произведений Леонардо да Винчи смогли реализовать только спустя сотни лет. Такое ощущение, что гений родился не в то время, ведь проектировал и изобретал он по современным законам, отличным от своего времени.

Приведу самые интересные проекты.

В когда 15 века в Италии свирепствовала чума, которая выкашивала целые города. Леонардо разработал и показал властям проект идеального города. С учетом особой планировки и системы канализации болезни в этом городе не распространялись так катастрофически быстро. Власти проект отклонили, а через несколько веков англичане стали строить города по его эскизам.

Дельтаплан да Винчи может взлетать в воздух, но сам мастер об этом, увы, уже не узнает

Летательные аппараты Леонардо не смогли подняться в воздух только из-за несовершенства материалов. Современные дельтапланы по его эскизам вполне нормально летают. Парашют и вертолет, кстати, тоже его изобретения.

Водолазный костюм Да Винчи

Леонардо изобрел водолазные костюмы, первые из которых сделали уже при его жизни. До сих пор подводное снаряжение работает по тем же принципам.

Что ж. Леонардо действительно удивительный человек, который реализовался во всех сферах. И создавал шедевры до глубокой старости. Почему же в наши дни не появляется подобного гения? По моему, современности очень не хватает свежего взгляда в будущее. А как вы думаете, в чем секрет многостаночности Лео?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5935bc1cd7d0a62756e9cd78/5c4b76ccc6e29800acfe023f

«Когда нужно рисовать, он размышляет об анатомии»: 7 уроков продуктивности от Леонардо да Винчи

Что сказать леонардо да винчи

Да Винчи интересовало все на свете: как летают птицы, возникает сияние восходящей луны, работают мускулы человеческого лица и устроена челюсть крокодила.

В процессе постоянного наблюдения он формулировал для себя новые задания и вопросы (например, «описать язык дятла») и записывал их в своеобразный список дел.

Да Винчи не довольствовался очевидными объяснениями и пытался разобраться в причинах даже самых повседневных явлений.

Многие из этих вопросов не имели прямого отношения к его работам и напоминали скорее детское любопытство. «Для Леонардо простое наблюдение было главным способом познания мира.

Он признавал ценность книг, но всегда называл себя адептом опыта», — отмечает Мартин Кемп, заслуженный профессор истории искусств Оксфордского университета.

Любопытство не часто приводило его к великим открытиям напрямую, но обогащало представление о мире и помогало смотреть на привычные вещи с разных сторон.

Сегодня сферу интересов да Винчи назвали бы «междисциплинарной», но он никогда не разделял знания на важные и побочные.

Наука и искусство, анатомия и инженерия составляли для мыслителя единое поле, где идеи из одной сферы дополняли другую.

Его знание о том, как свет взаимодействует с сетчаткой глаза, определило перспективу фрески «Тайная вечеря», а среди анатомических набросков да Винчи обнаружили первый эскиз улыбки Моны Лизы.

«Хорошие идеи появляются во взаимодействии.

Сегодня мы достигли такой степени специализации знания, что чувствуем необходимость вернуться к обмену идеями между наукой и искусством», — считает Франческа Фиорани, декан факультета искусства и гуманитарных наук в Университете Вирджинии.

Автор биографии да Винчи Уолтер Айзексон в интервью Bloomberg отмечает, что его герой похож на современного гения Стива Джобса, потому что оба верили в глубокую связь науки и искусства: «Красота, дизайн и технические разработки представлялись им частью одного целого».

Да Винчи долгое время жил и работал во Флоренции — рыночном и интеллектуальном хабе эпохи Возрождения. Под покровительством Медичи Флоренция стала домом для людей разного происхождения и всевозможных идей.

«Молодого Леонардо окружали ювелиры, портные, химики, архитекторы, художники — все они работали вместе, набираясь опыта друг от друга», — пишет Уолтер Айзексон.

Да Винчи — незаконнорожденный, немного неуклюжий и открытый гей — влился в городскую среду, где осели самые разные люди — от математиков с Востока до ремесленников из Африки.

Переехав в Милан, да Винчи продолжает искать собеседников уже среди королевского двора. Художника сложно назвать одиноким гением — например, его «Витрувианский человек» вдохновлен многочисленными обсуждениями с друзьями и единомышленниками.

Да Винчи не доводил большинство своих задумок до конца. Одни говорят, что он просто отвлекался, другие считают, что его амбиции опередили время. Некоторые из проектов оказались просто невыполнимы — например, летающий аппарат.

Но от этого он не прекращал придумывать и узнавать новое. «Иногда неплохо ошибаться, чтобы узнать пределы своих возможностей или проанализировать, почему какая-то задумка не сработала.

Как говорится, я готов ошибиться, но дайте узнать почему», — пишет Айзексон.

По разным подсчетам, художник работал над «Моной Лизой» от 10 до 14 лет и, вероятно, не считал ее законченной. Часть исследователей утверждает, что, судя по техникам, использованным в некоторых частях картины, да Винчи дорисовывал ее до самой смерти. Некоторые решения и проекты заслуживают постоянного улучшения.

Когда да Винчи работал над «Тайной вечерей», один из его друзей написал другому: «Леонардо как будто не собирается заканчивать фреску. Всякий раз, когда нужно рисовать, он размышляет о геометрии, архитектуре и анатомии», — пишет Росс Кинг в книге «The Fantasia of Leonardo da Vinci».

Да Винчи прокрастинировал, но особенным образом. В это время он перебирал в голове все известные ему факты и концепции, пытаясь создать что-то уникальное.

Однажды да Винчи сказал своему заказчику: «Великие умы часто достигают наибольшего результата, когда работают как можно меньше. В это время они обдумывают и совершенствуют свои идеи».

Работая над «Тайной вечерей», он мог часами смотреть на фреску, сделать один небольшой мазок, а затем развернуться и уйти.

Да Винчи хорошо составлял резюме. Пытаясь заполучить работу военного инженера в Милане, он написал главе города 10 подробных причин, почему его услуги могут пригодиться.

Часто соискатели делают наоборот и объясняют, почему вакансия идеально подходит для них, — да Винчи же ориентировался на потребности заказчика.

В письме он пообещал поделиться секретами инженерного дела и только в конце добавил, что умеет рисовать.

После да Винчи сохранилось 7200 страниц дневников. Эксперты полагают, что это одна четвертая от всех его записок.

В них нашли самые разные заметки — от рецепта средства от седины и рассуждений об отношениях с единомышленниками до вопросов о том, как возникают круги на воде и почему на вершинах гор можно найти ракушки и остатки кораллов.

В дневниках да Винчи делал расчеты (порой с арифметическими ошибками), рисовал своих любовников, создавал чертежи, готовил тезисы для научных работ, составлял списки дел и интересующих его вопросов.

Несмотря на то что в заметках мелькают темы из самых разных областей знания, исследователи отмечают их своеобразную структурированность.

Он часто иллюстрировал свои размышления на полях, придумав что-то вроде предтечи метода Корнелла. Художник не расставался с записной книжкой, хотя бумага в то время была довольно дорогой.

Можно только догадываться, как сложилась бы его судьба без такой привычки.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/16992-kogda-nuzhno-risovat-on-razmyshlyaet-ob-anatomii-7-urokov-produktivnosti-ot-leonardo-da-vinchi

Кабинет Юриста
Добавить комментарий