Гражданские служащие кто к ним относится

Виды профессий на госслужбе

Гражданские служащие кто к ним относится

Сегодня государственный служащий – это сотрудник, работающий в федеральных или региональных органах власти. Вся госслужба делится на два вида: гражданскую и военную. Чиновникам заработную плату выплачивают из местного или федерального бюджета, военнослужащим – из бюджета Министерства обороны.

В основном, граждане работают на таких местах:

  • силовые ведомства;
  • государственные компании;
  • местные органы управления;
  • разнообразные федеральные ведомства;
  • Администрация Президента;
  • Совет Федерации;
  • Правительство;
  • Государственная Дума.

Должности для них создаются на основании федерального законодательства, президентских указов или актов субъекта Российской Федерации.

Структура госслужбы

Должности делятся на 5 основных категорий:

ВысшаяСюда включают руководителей страны и их помощников. Последним присваивается должность государственного советника.
Это специалисты органов власти, которые получили чин – государственный советник.
ВедущаяСюда входят специалисты, руководители, помощники и заместители. Им также присваивается чин советника.
СтаршаяВключает в себя специалистов ведомств, а также некоторых обеспечивающих работников. Это менеджеры среднего уровня. Они получают чин «референт госслужбы».
МладшаяСюда относят работников, обеспечивающих работу госорганов. Их чин – «секретарь госслужбы РФ».

Заработная плата чиновников зависит от того, какое место занимает его должность в этой иерархии. В России перечень государственных профессий очень широкий. Сюда также включают сотрудников полиции, органы исполнительной власти, судей, работников МЧС, санитарной эпидемиологической службы.

Где работают госслужащие

Список необходимых требований

Условия для принятия на госслужбу:

  • достаточное образование;
  • владение навыками, которые нужны для выполнения служебных обязанностей;
  • наличие стажа;
  • владение умениями, которые необходимы для той или иной должности.

Руководители и их помощники обязательно должны иметь высшее образование, специалисты могут ограничиться только бакалавриатом, а простые работники – средним или профессиональным образованием.

Читайте  Причины увольнения с работы

По такой же системе предъявляются требования к стажу:

Для руководителей и специалистовБолее 4 лет.
Для менеджеров среднего уровняБольше 2 лет.
Обеспечивающие работникиМогут быть приняты на должность без стажа работы.

Возрастной и гендерный состав

Возможные льготы

Привилегии для государственных служащих:

  1. Бесплатное лечение в бюджетных медучреждениях. Перечень медицинских услуг при этом не ограничен.
  2. Если работнику для исполнения служебных обязанностей необходим автомобиль, он получает компенсацию затрат на топливо.
  3. Проводится постоянное повышение уровня квалификации, а на период обучения сохраняется заработная плата. Если будет принято решение, что для повышения звания сотруднику требуется обучение, то его обязательно предоставят.
  4. Можно получить субсидию на покупку жилья. Государственные структуры компенсируют некоторое количество средств своим сотрудникам.
  5. Получение без очереди места в детском садике для детей чиновников. В некоторых случаях этим правом могут воспользоваться и близкие родственники госслужащего.
  6. Увеличение ежегодного отпуска в зависимости от стажа работы.
  7. Предоставление дополнительных премий.
  8. Карьерный рост.

Льготы полагаются и тем, кто выходит на пенсию:

  • доплата к пенсионным отчислениям в размере 55-80%;
  • предоставление средств на погребение;
  • если бывший чиновник не хочет использовать путевки в санатории или профилактории, то он может поменять их на деньги;
  • даже после выхода на пенсию, госслужащий сохраняет право на получение бесплатных медицинских услуг и предоставляемых ему ранее гарантий.

Сегодня чиновники могут выходить на пенсию в 65 и 67 лет для женщин и мужчин соответственно. Это превышает стандартный возраст на несколько лет. Трудовой стаж работника должен составлять не менее 20 лет.

Муниципальные и федеральные служащие могут получить единовременную субсидию на приобретение собственного жилья.

Это право предоставляется таким категориям работников:

  • сотрудники Администрации Президента и других учреждений, которые непосредственно с ним связаны;
  • работники суда;
  • сотрудники аппарата по государственной безопасности;
  • работники ЦИК, прокуратуры, счетной палаты.

Читайте  Последние изменения о порядке сокращения работников

Для оформления льготы следует обращаться с заявлением в федеральные органы. Преимущество получают те сотрудники, у которых имеется трое и больше детей.

Льготы и запреты

Отличия от бюджетников

Хотя в большинстве стран между госслужащими и бюджетниками нет никакой разницы, в России эти категории существенно отличаются. Принято считать, что бюджетник – это работник, получающий денежное содержание из государственного бюджета. Это врачи, учителя, социальные работники.

Чиновники же имеют более высокий статус, а значит, и заработную плату. Это менеджеры регионального и федерального уровня.

Ограничения и запреты

Гражданину не разрешается находиться на госслужбе, если:

  • медицинская комиссия признала его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие неснятой судимости, судебный запрет на государственную деятельность;
  • присутствие болезней, которые препятствуют трудоустройству на службу (психические, соматические расстройства);
  • родственные связи с руководителем организации;
  • человек является гражданином другой страны или вышел из российского подданства;
  • во время зачисления на работу гражданин представил заведомо ложные сведения о доходах и имуществе;
  • несоблюдение запретов и ограничений, вследствие чего было утрачено доверие руководителя.

В число запретов входит:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью напрямую или через доверенных лиц. Участвовать в управлении хозяйственной компанией, если эта работа не была поручена ему соответствующими нормативными актами и не утверждена служебным контрактом.
  2. Заниматься гражданской деятельностью, если чиновник был избран на государственную или выборную должность, на должность в органах профессионального союза.
  3. Покупать ценные бумаги, по которым можно получать доход.
  4. Быть представителем третьих лиц в госоргане, в котором гражданин работает.
  5. Получать вознаграждение любого типа от физических или юридических лиц.
  6. Ездить в командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Исключением являются командировки, которые происходят в рамках международных договоренностей.
  7. Использовать не за назначением государственные средства и другие ценности.
  8. Разглашать информацию, которая имеет статус конфиденциальной, если это связано с выполнением служебных обязанностей.
  9. Высказывать субъективное мнение о деятельности госорганов и их руководителей.
  10. Без ведома руководителя принимать различные награды и специальные звания от других государств или политических партий.
  11. Использовать свое положение для проведения предвыборной агитации.
  12. Использовать свои возможности и положение для выгоды той или иной политической партии, разнообразных объединений и организаций, а также публично выражать им свою поддержку.
  13. Создавать политические партии и участвовать в их структурных органах. Исключением являются профсоюзы.
  14. Оставлять органы исполнительной власти или увольнять сотрудников для урегулирования споров.
  15. Без письменного разрешения руководства организации-работодателя заниматься оплачиваемой деятельностью в организации, которая полностью финансируется за счет иностранных средств (компаний, иностранных граждан, лиц без гражданства).

Читайте  Причины увольнения с работы

Обязанности, запреты и ограничения госслужащего регулирует Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе».

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://rusfinancist.net/gossluzhashhie-kto-k-nim-otnositsja-spisok-professij.html

Административное право России

Гражданские служащие кто к ним относится

Гражданским служащим признается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы.

Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, признаки гражданского служащего сводятся к тому, что он:

  1. гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;
  2. владеет государственным языком Российской Федерации;
  3. взял на себя обязательство по прохождению гражданской службы;
  4. замещает гражданскую должность;
  5. осуществляет профессиональную служебную деятельность на гражданской должности;
  6. должность замещает в соответствии с актом о назначении на нее и со служебным контрактом;
  7. получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Нанимателем гражданскою служащего является Российская Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осуществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе.

Представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, занимающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Очевидно, что гражданскими служащими не являются служащие государственных предприятий, в том числе и осуществляющие властно-распорядительные, управленческие полномочия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических оснований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распорядительные полномочия), замещающих должности в организациях, которые по закону не являются государственными должностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их служащие содержатся за счет средств бюджета (например, учителя школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.

Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.

Подразделение гражданских служащих, помимо того, которое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.

В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданские служащие субъектов РФ.

Федеральный государственный гражданский служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федералы того бюджета.

В зависимости от категорий должностей гражданской службы выделяются гражданские служащие, относящиеся к руководителям, помощникам (советникам), специалистам, обеспечивающим специалистам.

Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие, замещающие

высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.

Гражданские служащие могут быть классифицированы по классным чинам. Они присваиваются в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:

  1. действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы высшей группы;
  2. государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности федеральной гражданской службы главной группы;
  3. советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы ведущей группы;
  4. референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса — должности гражданской службы старшей группы;
  5. секретарь государственной гражданской службы — должности гражданской службы младшей группы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Деление гражданских служащих по государственным органам, в которых они состоят на службе, предполагает необходимость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в государственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоохранительной службы подлежат уточнению в нормативных правовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государственных служащих ни один из этих подходов не может быть принят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol46.htm

Гражданские служащие – это… Государственная гражданская служба Российской Федерации

Гражданские служащие кто к ним относится

Гражданский служащий – это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.

Ограничения

Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
  • Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Наниматель гражданских служащих – это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Гражданский служащий – это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • Категории должностей.
  • Группы.
  • Виды госорганов.
  • Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

По категориям выделяют:

  • Руководителей.
  • Советников (помощников).
  • Специалистов.
  • Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • Высшие.
  • Главные.
  • Ведущие.
  • Старшие.
  • Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • – госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая – секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.

Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников.

Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • Достигших 60 лет.
  • Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • Замещающих должности категорий “руководители” и “советники” (“помощники”) в соответствии со срочным контрактом.
  • Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
  • Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • Защиту персональных данных.
  • Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • Членство в профсоюзе.
  • Рассмотрение служебных споров.
  • Проведение проверки по заявлению служащего.
  • Медстрахование.
  • Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

  • Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
  • Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
  • Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
  • Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
  • Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
  • Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
  • Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
  • Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
  • Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О доходах госслужащих (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
  • Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
  • Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
  • Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

  • Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
  • Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
  • Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Заключение

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство.

Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса.

Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

Источник: https://FB.ru/article/355438/grajdanskie-slujaschie---eto-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-rossiyskoy-federatsii

§ 4.2. Государственный гражданский служащий: понятие, особенности социально-правового статуса

Гражданские служащие кто к ним относится

Государственныйгражданский служащий– гражданин РФ, взявший на себя обязательствапо прохождению гражданской службы2.

Гражданскийслужащий осуществляет профессиональнуюслужебную деятельность на должностигражданской службы в соответствии сактом о назначении на должность и сослужебным контрактом и получает денежноесодержание исключительноза счет средств бюджета(федерального или бюджета субъектаФедерации).

Нанимателемдля федерального государственногогражданского служащего являетсяРоссийская Федерация, для государственногогражданского служащего субъекта РФ –соответствующий субъект РФ. В рамкахгосударственного органа полномочиянанимателя осуществляет т.н. представительнанимателя -руководительсоответствующего государственногооргана, либо лицо, замещающее государственнуюдолжность.

Дляуточнения отличительных признаковгосударственного гражданского служащегоможно воспользоваться более развернутымопределением:

Государственныйгражданский служащий— этогражданин Российской Федерации ввозрасте не моложе 18 и не старше 65 лет,владеющий государственным языком,имеющий профессиональное образованиеи исполняющий обязанности по должностигосударственной гражданской службы заденежное вознаграждение3.В данном определении перечисленыосновные признаки сотрудника, позволяющиесчитать его государственным гражданскимслужащим.

Особыехарактеристики гражданского служащегопо сравнению с прочими работникамиопределяются наличием у него специфическогосоциально-правового статуса, закрепленногов законодательстве и возникающего призанятии должности государственнойгражданской службы.

Этот статус определяетне только содержание административно-служебныхотношений. Он являет собой совокупностьправ, свобод, обязанностей, ограничений,запретов, регламентов деятельности иответственности гражданских служащих,установленных законом.

Тем самымфиксируется самостоятельность инезависимость гражданских служащих отволи руководителя в осуществлении своихправ и обязанностей.

Социально-правовойстатус гражданского служащего— это установленные и гарантированныегосударством и обществом меры должногои возможного поведения работника вобласти государственно-служебныхотношений.

Составляющиесоциально-правового статуса государственногогражданского служащего представленына рисунке 3.

Различаютсяобщие праваи обязанности,установленные для всех государственныхслужащих, а также права и обязанности,связанные с конкретной должностью.

Общиеправагражданскихслужащихопределяются законом № 79-ФЗ «Огосударственной гражданской службе вРФ», глава 3, ст 14 (см. приложение 6).

К нимотносятся права на ознакомление сдокументами, определяющими права иобязанности; получение информации; посещение предприятий; принятие решенийи участие в их подготовке; участие посвоей инициативе в конкурсе на замещениевакантной государственной должности; продвижение по службе; переподготовкуи повышение квалификации за счёт средствсоответствующего бюджета; пенсионноеобеспечение с учётом стажа государственнойслужбы; ознакомление со всеми материаламисвоего личного дела; требование служебногорасследования для опровержения сведений,порочащих честь и достоинство; наобъединение в профсоюзы для защитысвоих прав; обращение в соответствующиегосударственные органы или в суд дляразрешения споров, связанных сгосударственной службой.

Рисунок3 – Составляющие социально–правового статуса

государственногогражданского служащего

Косновным (общим) обязанностям относятся:соблюдение и обеспечение исполнениядействующего законодательства; исполнениедолжностных обязанностей в соответствиис должностным регламентом; исполнениепоручений соответствующих руководителей;соблюдение прав и законных интересовграждан и организаций; неразглашениегосударственной и иных охраняемую тайн,а также сведений, ставшие ему известнымив связи с исполнением должностныхобязанностей; предоставлениепредусмотренных законом сведений осебе и членах своей семьи, а также о выходе из гражданства РФ или приобретениииного гражданства; соблюдение ограничений,обязательств и требований к служебномуповедению гражданских служащих, ненарушение запретов; соблюдение служебногораспорядка; поддержка необходимогоуровня квалификации и т.д. (см. приложение6)

Отдельноподчеркнем обязанность гражданскогослужащего сообщатьпредставителюнанимателяоличной заинтересованностипри исполнении должностных обязанностей,которая может привести к конфликтуинтересов, принимать меры по предотвращениютакого конфликта.

Также важно, чтогражданский служащий невправе исполнять данное ему неправомерноепоручение,а при получении такового (по мнениюгражданского служащего) обязан представитьобоснование неправомерности данногопоручения, получить от руководителяподтверждение этого поручения вписьменной форме и в письменной формеотказаться от его исполнения.

Поступающийна государственную гражданскую службудобровольно принимает на себя установленныезаконом запреты- статья17 закона №79-ФЗ, к примеру:

1.запрет участвоватьна платной основе в деятельности органауправления коммерческой организацией;

2.замещать должность гражданскойслужбы вслучае:

а)избрания или назначения на государственнуюдолжность;

б)избрания на выборную должность в органеместного самоуправления;

в)избрания на оплачиваемую выборнуюдолжность в органе профессиональногосоюза;

3) осуществлятьпредпринимательскую деятельность;

4)приобретать в случаях, установленныхфедеральным законом, ценные бумаги, покоторым может быть получен доход;

5)быть поверенным или представителем поделам третьих лиц в государственноморгане, в котором он замещает должностьгражданской службы;

6)получать в связи с исполнением должностныхобязанностей вознаграждения от физическихи юридических лиц.

7)выезжать в связи с исполнением должностныхобязанностей за пределы территорииРоссийской Федерации за счет средствфизических и юридических лиц;

8)разглашать или использовать в целях,не связанных с гражданской службой,сведения, отнесенные к сведениямконфиденциального характера, илислужебную информацию, ставшие емуизвестными в связи с исполнениемдолжностных обязанностей;

9)допускать публичные высказывания,суждения и оценки в отношении деятельностигосударственных органов, если это невходит в его должностные обязанности;

10)принимать без письменногоразрешения представителянанимателя награды,почетные и специальные звания (заисключением научных) иностранныхгосударств, международных организаций,а также политических партий, если в егодолжностные обязанности входитвзаимодействие с указанными организациямии объединениями;

11)использовать преимущества должностногоположения для предвыборной агитации,а также для агитации по вопросамреферендума;

12)создавать в государственных органахструктуры политических партий, другихобщественных объединений (за исключениемпрофессиональных, ветеранских союзов)и религиозных объединений и т.д. (см.приложение 6)

Ограничения,связанные с государственной гражданскойслужбой описываютслучаи, в которых гражданин не можетбыть принят на гражданскуюслужбу, а гражданский служащий не можетна ней находиться:

1) признание егонедееспособным или ограниченнодееспособным решением суда, вступившимв законную силу;

2)осуждение его к наказанию, исключающемувозможность исполнения должностныхобязанностей, по приговору суда,вступившему в законную силу, а также вслучае наличия не снятой или не погашеннойсудимости;

3)отказ от прохождения процедуры оформлениядопуска к сведениям, составляющимгосударственную и иную охраняемуютайну, если исполнение должностныхобязанностей связано с использованиемтаких сведений;

4)наличие заболевания, препятствующегопоступлению на гражданскую службу илиее прохождению и подтвержденногозаключением медицинского учреждения; 

5)близкое родство или свойство с гражданскимслужащим, если замещение должностисвязано с непосредственной подчиненностьюили подконтрольностью одного из нихдругому;

6)выход из гражданства Российской Федерацииили приобретения гражданства другогогосударства;

7)наличие гражданства другого государства,если иное не предусмотрено международнымдоговором Российской Федерации;

8)представление подложных документовили заведомо ложных сведений припоступлении на гражданскую службу;

9)непредставление установленных сведенийили представления заведомо ложныхсведений о доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характерапри поступлении на гражданскую службу;

10)утрата представителем нанимателядоверия к гражданскому служащему вслучаях несоблюдения ограничений изапретов, требований о предотвращенииили об урегулировании конфликта интересови неисполнения обязанностей, установленныхв целях противодействия коррупции (см.приложение 6).

Государственномуслужащему предоставляются государственныегарантии (см.

приложение 6):соответствующиеусловия работы, денежное содержание,медицинское обслуживание работника ичленов его семьи, в том числе послевыхода на пенсию, систематическоеповышение квалификации (с сохранениемденежного содержания в период обучения),повышенное пенсионное обеспечение,особые условия социального страхования,защита работника и членов его семьи отнасилия, угроз. Государственномуслужащему часто предоставляется жилаяплощадь, транспорт (или компенсируютсярасходы на транспорт).

Законвыдвигает ряд требованийк служебному поведениюгражданскогослужащего(см.

приложение 6), среди которых требования:исполнять должностные обязанностидобросовестно, на высоком профессиональномуровне; исходить из того, что права исвободы человека и гражданина определяютсмысл его профессиональной деятельности;осуществлятьпрофессиональную служебную деятельностьв рамках компетенции государственногооргана; не оказывать предпочтениекаким-либо общественным или религиознымобъединениям, профессиональным илисоциальным группам, организациям игражданам; не совершать действия,связанные с влиянием каких-либо личныхинтересов препятствующих добросовестномуисполнению должностных обязанностей;соблюдать ограничения для гражданскихслужащих; соблюдать нейтральность; несовершать поступки, порочащие его честьи достоинство; проявлять корректностьв обращении с гражданами; способствоватьмежнациональному и межконфессиональномусогласию и т.д.

Специфическимдля государственной служебной деятельностиявляется понятие конфликтаинтересов,который по преимуществу относится квнутриорганизационным конфликтам.

Конфликтинтересовпроявляется в ситуации, при которойличная заинтересованность гражданскогослужащего влияет или может повлиять наобъективное исполнение им должностныхобязанностей и при которой возникаетили может возникнуть противоречие междуличной заинтересованностью гражданскогослужащего и законными интересамиграждан, организацией, общества, субъектаРоссийской Федерации или РоссийскойФедерации, способное привести к причинениювреда этим законным интересам. Вслучае возникновения у гражданскогослужащего личной заинтересованности,которая приводит или может привести кконфликту интересов, гражданскийслужащий обязан проинформировать обэтом представителя нанимателя вписьменной форме. Представительнанимателя, которому стало известно овозникновении у гражданского служащеголичной заинтересованности, котораяприводит или может привести к конфликтуинтересов, обязан принять меры попредотвращению или урегулированиюконфликта интересов, вплоть до отстранениягражданского служащего, являющегосястороной конфликта интересов, отзамещаемой должности гражданскойслужбы. (см. приложение 6)

Источник: https://studfile.net/preview/4342772/page:10/

Кабинет Юриста
Добавить комментарий