Лишение лицензии управляющей организации

Лишение лицензии управляющих компаний ЖКХ

Лишение лицензии управляющей организации

В соответствии с современным законодательством, с сентября 2014 деятельность управляющих компаний подлежит обязательному лицензированию.

Лишение лицензии управляющей компании лишает ее право оказывать услуги собственникам многоквартирных домов.

В представленном материале можно узнать, за что могут лишить лицензии управляющую компанию, и как происходит аннулирование лицензии управляющей компании ЖКХ.

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Для того, чтобы получить лицензию, управляющая компания должна отвечать ряду требований, а руководитель должен сдать квалификационный экзамен. Лицензия выдается специальной лицензионной комиссией, бессрочна, но действует только в пределах того субъекта федерации, где была выдана.

После получения лицензии, контроль за деятельностью подобных компаний осуществляют органы Государственного жилищного Надзора. В течение года проводятся выездные и документальные проверки.

Если в ходе проверки выявляются нарушения, то составляется протокол, и управляющей компании выносится предписание об их устранении в определенный срок.

В ряде случаев юридическое лицо и должностные лица могут быть подвергнуты административным штрафам.

При неисполнении предписаний в течение календарного года, управляющая компания лишается права управлять многоквартирным домом.

Важно! В случае, когда компания лишиться права управлять 15% своих домов, ей грозит аннулирование лицензии на 3 года, а руководящему лицу запрет на право заниматься данным видом деятельности.

За что могут лишить УК лицензии

Прежде всего, лишение лицензии управляющей организации возможно при наличии трех или более предписаний в течении календарного года. Предписания выносятся за следующие действия:

  • нарушение санитарных и пожарных норм;
  • нарушение содержания общего имущества;
  • несоблюдение правил проведения ремонтных работ;
  • раскрытие конфиденциальной информации;
  • нарушение предоставления коммунальных услуг, в том числе невыполнение установленных нормативов.

Аннулирование лицензии возможно не только за неоднократные неисполнения предписаний, но и за систематическое невыполнение договора, заключенного с жителями дома, предоставление при получении лицензии заведомо ложной информации, а также за нарушение требований лицензии.

Установление оснований для лишения лицензии является обязанностью надзорного органа, однако и сами собственники жилых помещений могут обращаться с жалобами на действия УК. В этом случае по каждому обращению должна проводиться проверка с обязательным уведомлением заявителей.

Важно! Лицензии можно лишиться только по решению суда. В качестве истца выступает Госжилнадзор.

Если по результатам проверки будет подтвержден факт нарушения законодательства и условий договора, надзорный орган обязан вынести официальное предписание в адрес компании. При наличии трех предписаний дело об аннулировании лицензии передается в судебные органы.

Так как полномочиями по вынесению предписанию обладают только органы Государственного жилищного надзора, они будут выступать в суде в качестве истца по таким делам. Лицензии можно лишиться только по решению суда.

Если уполномоченные органы не реагируют на обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, для лишения лицензии УК необходимо подать жалобу в вышестоящий федеральный орган.

Как лишить УК лицензии для управления домом, если она не исполняет свои обязанности по договору? Собственники в многоквартирном доме вправе не только расторгнуть договор, но и уведомить об этом факте региональный орган Госжилнадзора. За каждое нарушение будет вынесено предписание, что даст возможность обратиться в суд за аннулирование разрешительных документов.

Как лишить управляющую компанию лицензии

Алгоритм действий, чтобы лишить управляющую компанию лицензии, состоит в следующем:

  • выявление нарушений и вынесение предписаний в течение года;
  • неисполнение предписаний управляющий компанией;
  • передача документов о данных фактах в лицензионную комиссию;
  • принятие решение об обращении в суд с иском о лишении лицензии.

После рассмотрения дела по существу суд выносит решение об удовлетворении исковых требований, отказе в иске, либо о приостановке действия лицензии до момента исполнения нарушений, выявленных жилищным органом.

Решение об отзыве лицензии принимает суд, но при этом непосредственно аннулирует разрешительный документ – жилищный надзорный орган.

Важно! Без лицензии управляющая компания не имеет право заниматься коммерческой деятельностью. Если она продолжает функционировать в прежнем режиме, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.3 КоАП РФ. В данном случае на юридическое лицо накладывается штраф от 150 до 250 тысяч рублей, а на должностное лицо от 50 до 100 тысяч рублей.

При несогласии с принятым судом решением управляющая компания имеет право его обжаловать в вышестоящих инстанциях.

Таким образом, если управляющая компания, не выполняет надлежащим образом свои обязанности в доме, где Вы проживаете, то Вы имеете право обратиться в Госжилнадзор, которые по Вашему обращению проведут проверку и в случае подтверждения фактов нарушений вынесут соответствующее предписание в адрес управляющей компании.

Если вашей управляющей компании грозят предписаниями надзорные органы, вам потребуется юридическая помощь по защите прав и законных интересов.

Для подготовки документов в адрес надзорных органов обратитесь за помощью к нашим специалистам. Мы проконсультируем по всем вопросам, связанным с деятельностью управляющих компаний.

Для этого заполните форму обратной связи на нашем сайте и изложите суть вашего вопроса либо позвоните по указанным номерам телефонов.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Задать вопрос юристу

Источник: https://pravoman.ru/utilities/disputes/lishenie-licenzii-upravlyayushih-kompanij/

За что аннулируют лицензии управляющих организаций в 2018 году | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Лишение лицензии управляющей организации

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности. Перечень видов деятельности, которые требуют получения лицензии, содержится в ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ.

Управление МКД требует обязательного получения разрешения на предпринимательскую деятельность (п. 51 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ). Аннулировать выданную управляющей организации лицензию может суд, рассмотрев заявление органа госжилнадзора, основанного на решении лицензионной комиссии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ).

Следовательно, процесс лишения лицензии УО состоит из нескольких этапов:

Поговорим об этих этапах подробнее.

За что Госжилнадзор выдает предписания

Предписания об устранении нарушений при управлении МКД выписываются по итогам документарной или выездной проверки управляющей организации. При документарной проверке орган ГЖН запрашивает документацию у управляющей организации, чтобы подтвердить факт нарушения, а также запрашивает пояснения от УО по выявленным нарушениям. После этого проводится выездная проверка.

Нарушения в управлении многоквартирным домом, из-за которых орган Госжилнадзора выносит предписания, подразделяются на несколько групп:

  • нарушение правил содержания и ремонта МКД;
  • несоблюдение требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ;
  • нарушение санитарных норм;
  • несоблюдение техники пожарной безопасности;
  • нарушение условий договора управления;
  • нарушения при передаче техдокументации по МКД;
  • нарушения, связанные с энергоэффективностью, экономией ресурсов.

Если во время проверки нарушения подтвердятся или будут найдены новые нарушения, их фиксируют в акте. При этом, согласно п. 2 ст. 196 ЖК РФ, сотрудники органа ГЖН должны установить, что нарушения возникли из-за действий или бездействия УО.

На основании составленного акта управляющей организации выдаётся предписание с требованием устранить выявленные недочёты в работе. Если предписания по одному и тому же МКД не исполняются два и более раза, что подтверждено решениями суда об административных взысканиях с УО или её должностных лиц, орган ГЖН имеет право исключить данный МКД из реестра лицензий субъекта РФ.

Почему лицензионная комиссия принимает решение об обращении в суд

Исключить из реестра лицензий субъекта РФ один или несколько многоквартирных домов орган ГЖН может в случае, если в течение одного календарного года управляющей организации или её должностному лицу:

  • орган ГЖН выносил предписания о ненадлежащем исполнении обязанностей по управлению МКД;
  • суд назначил два и более раза административные наказания за неисполнение этих предписаний.

В таком случае МКД может быть выведен из-под управления данной УО (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). О таком решении уведомляются собственники помещений в МКД.

Они могут помешать удалению дома из реестра и продлить договор управления с управляющей организацией, приняв такое решение на ОСС и направив копию протокола в орган ГЖН (ст. 197 ЖК РФ).

Тогда МКД не может быть исключён из реестра лицензий (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ).

Если собственники помещений в МКД такого решения не приняли, то МКД выводится из-под управления УО. Если общая площадь МКД, исключённых из реестра лицензий, составит 15% и более от общей площади всех домов в управлении организации, то орган ГЖН обращается в лицензионную комиссию (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

На основании материалов, представленных органом ГЖН, лицензионная комиссия принимает решение об обоснованности претензий к управляющей организации (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ). Лицензионная комиссия действует на постоянной основе в каждом субъекте РФ (ч. 1 ст. 201 ЖК РФ). Помимо решений об обращении в суд для лишения УО лицензии, в её полномочия входят:

  • выдача лицензий,
  • принятие квалификационных экзаменов,
  • лицензионный контроль (ч. 4 ст. 201 ЖК РФ).

Решения, которые выносит лицензионная комиссия, являются основаниями для оформления органами ГЖН приказов и распоряжений (ч. 5 ст. 201 ЖК РФ). Поэтому орган Госжилнадзора может обратиться в суд с иском о лишении УО лицензии только при наличии соответствующего решения лицензионной комиссии.

Как суды решают вопросы о лишении УО лицензии

Получив решение лицензионной комиссии, орган ГЖН обращается в суд в качестве истца с просьбой лишить управляющую организацию лицензии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ). На судебном заседании рассматриваются все материалы, собранные органом ГЖН по данной управляющей организации:

  • предписания, выданные УО или её должностным лицам для устранения нарушений, допущенных при управлении МКД;
  • решения судов об административных взысканиях за неисполнение этих предписаний;
  • выписки из реестра лицензий;
  • решение лицензионной комиссии.

На основании этих документов суд принимает решение об аннулировании лицензии управляющей организации. Действие лицензии по решению суда останавливается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ (ч. 3 ст. 199 ЖК РФ).

Рассмотрим несколько стандартных судебных решений по вопросу о лишении УО лицензии.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.11.2016 № А12-54550/2016 была аннулирована лицензия управляющей компании, пять раз привлекавшейся к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 24 ст. 19.5 и ч. 1 ст. 7. 23.3 КоАП РФ – за невыполнение или ненадлежащее выполнение законного предписания органа ГЖН и нарушения, допущенные при управлении МКД.

Как установил суд, собственники помещений в домах, которые орган ГЖН исключил из реестра лицензий, были должным образом извещены об этом, но собрание по этому вопросу не провели.

Сведения о МКД были исключены из реестра, и их общая площадь составила 19,7% от суммарной площади многоквартирных домов, которыми управляла УО.

Поэтому суд признал законность требований органа ГЖН и лишил управляющую организацию лицензии.

Арбитражный суд Московской области решением от 10.11.2016 № А41-68177/16аннулировал лицензию управляющей компании, из-под управления которой органами ГЖН были выведены все МКД (100% суммарной площади помещений).

Вынося решения, суды подчеркивали, что лишение лицензий управляющих организаций способствует защите прав и законных интересов потребителей, обеспечению сохранности жилого фонда.

Почему суд может отказать в аннулировании лицензии

Источник: https://maxpark.com/community/1574/content/6421123

Коммунальный вопрос. За что управляющую компанию можно лишить лицензии

Лишение лицензии управляющей организации

У каждого в доме периодически происходят поломки или нештатные ситуации: отключили воду, в квартире холодно, в подъезде нет света. Решением всех этих проблем должна заниматься управляющая компания.

Однако на практике многие не знают, ни кто управляет их домом, ни куда обращаться в случае ЧП.

ТАСС рассказывает, кто имеет право прекратить работу УК, за что службы ЖКХ не должны брать с жильцов дополнительную плату и кому жаловаться, если компания не реагирует на запросы жильцов.

Кто управляет домом?

Согласно Жилищному кодексу, за содержание многоквартирных домов отвечают собственники квартир.

Для этого они либо создают товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и осуществляют управление самостоятельно, либо нанимают управляющую компанию (УК), которая является посредником между собственниками и подрядными организациями, в том числе оказывающими коммунальные услуги. В последнем случае за наличие в доме отопления и воды, вывоз мусора, уборку лестничных клеток и т.д. отвечает управляющая компания.

Что лучше, ТСЖ или управляющая компания?

И те и другие осуществляют управление домом. Основное различие между ними — форма организации. Управляющая компания — коммерческая организация, в то время как ТСЖ и ЖСК — некоммерческие объединения.

Помимо этого ТСЖ редко объединяет больше одного дома, а УК может отвечать за десятки зданий. Также стоит обратить внимание на то, что управленческие решения в ТСЖ принимаются только на общем собрании жильцов.

В УК их принимает ограниченное количество уполномоченных лиц.

У каждой формы есть плюсы и минусы. Рассмотрим их в нашей таблице.

Однозначного решения, как лучше управлять домом, не существует. Если среди собственников нет энергичных людей, юридически подкованных в сфере ЖКХ, а жильцы не готовы принимать активное участие в принятии решений, возможно, стоит обратиться к услугам УК.

Кто и как выбирает УК?

Управляющую компанию выбирают собственники на общем собрании. Если жильцы не определились с управляющей компанией самостоятельно, ее на конкурсной основе выбирают органы местного самоуправления. Жильцы должны получить уведомление о новом управляющем органе.

В договоре, который заключается между жильцами и УК, обязательно должны быть прописаны перечень услуг и работ по содержанию, размер платы за коммунальные услуги и раздел «ответственность».

Существуют ли какие-то нормативы качества коммунальных услуг?

Требования к качеству коммунальных услуг закреплены в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (постановление правительства РФ от 6 мая 2011 года №354).

Приведем для примера лишь некоторые нормативы.

Холодное и горячее водоснабжение должно быть доступно круглогодично. Продолжительность перерыва в течение одного месяца не должна суммарно превышать 8 часов или 4 часов единовременно. Для горячей воды при аварии на магистрали перерыв не должен быть более 24 часов. Кроме того, допустим перерыв в подаче горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ.

Отопление должно осуществляться круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода.

Температура в помещениях должна составлять не ниже +18° С, а в угловых комнатах — не ниже +20° С при условии, что жильцы приняли необходимые меры по утеплению квартиры (например, заклеили щели, если окна деревянные).

Допускаются отклонения от нормы в ночное время, с полуночи до 5 часов утра, но это отклонение может составлять не более трех градусов.

Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет два часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа — при наличии одного источника питания.

Куда и как жаловаться на плохое качество коммунальных услуг?

Если у вас произошла нештатная ситуация, следует сообщить в диспетчерскую службу. Ее телефон, как правило, можно найти в квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг. Вы также можете обратиться непосредственно в управляющую компанию.

Если управляющая организация не устранила нарушение, вы вправе обратиться в свой территориальный орган государственной жилищной инспекции.

Для этого необходимо составить письменное заявление в двух экземплярах. Укажите ваши имя и адрес и опишите нарушения, которые допустила управляющая компания. Например, если не вывозят мусор, необходимо написать, с какого числа, по какому адресу, а также указать, что это является нарушением договора с УК.

Один экземпляр жалобы подается в орган, который будет решать конфликт, на другом ставится отметка о принятии претензии (входящий номер, дата регистрации, печать организации и ФИО должностного лица, зарегистрировавшего жалобу).

Организация должна предоставить ответ в течение 30 календарных дней со дня принятия обращения. Сроки устранения нарушений у разных домов могут варьироваться. Но в среднем у коммунальщиков есть 45 дней после вашего обращения.

Куда еще можно жаловаться?

Помимо Госжилинспекции вы можете обратиться в Роспотребнадзор.Если проблема касается завышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, заявление нужно писать в Федеральную службу по тарифам.

Вы также можете отправить заявление, воспользовавшись сайтом «РосЖКХ», созданным Фондом борьбы с коррупцией специально для решения коммунальных проблем. Здесь вы также найдете контакты контролирующих госорганов.

За что с жильцов не должны брать дополнительную плату?

Коммунальные счета для жильцов включают плату за содержание и ремонт жилого помещения. Это означает, что ремонт общего имущества в доме, неважно, текущий или аварийный, должна оплачивать управляющая компания. Собственники не должны еще раз платить за ремонт коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры, так как они вносят деньги ежемесячно в рамках оплаты ЖКХ.

К общему имуществу относятся инженерные системы газо— и водоснабжения, канализации, освещения, отопления, находящиеся за пределами квартир, а также подъезды, чердаки и придомовая территория.

В ежемесячную плату не включены расходы по ремонту помещений и оборудования, находящегося внутри квартиры и принадлежащего жильцам на правах частной собственности. Например:

плиты газовые и электрические;

индивидуальные приборы учета (к ним относятся счетчики газа, воды, электричества);

электрические кабели, потолочные лампы, выключатели и розетки, находящиеся внутри квартир;

сантехника (краны, смесители), сопутствующая фурнитура, унитазы, нагреватели воды, раковины;

домофоны.

За что УК могут лишить лицензии?

Если раньше, чтобы лишить УК возможности управлять вашим домом, приходилось идти в суд и эти тяжбы могли длиться годами и в итоге ни к чему не привести, то сейчас правительство утвердило список грубых нарушений, за которые компанию можно лишить лицензии.

В список вошли: ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования, нарушения эксплуатации лифтов, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев, несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг, повлекших угрозу жизни или здоровью жильцов дома.

По новым правилам, если УК в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания повторно совершила нарушение, она лишается возможности управлять домом.

Контроль за деятельностью УК возложен на региональные жилищные инспекции, организация работы которых поручена Минстрою. В суд идти не требуется, жилищная инспекция может принять решение сама.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/40876987-kommunalnyy-vopros-za-chto-upravlyayuschuyu-kompaniyu-mozhno-lishit-litsenzii/

Аннулируют ли лицензию бездомной управляющей организации?

Лишение лицензии управляющей организации

Само по себе полугодовое отсутствие МКД, закрепленных за УК в региональном реестре лицензий, не может служить основанием для применения к УК административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ей лицензии. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу органа ГЖН (Определение ВС РФ от 30 июля 2019 г. № 301-ЭС19-11302).

Ранее лицензионная комиссия, усмотрев, что в управлении лицензиата уже полгода как нет ни одного многоквартирного дома, решила, что жилинспекция должна обратиться в суд и аннулировать лицензию “бездомного” лицензиата.

Суд первой инстанции удовлетворил требование без возражений – ведь согласно ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса отсутствие в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, является основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанции рассудили иначе:

  • действительно, по состоянию на дату заседания лицензионной комиссии, в реестре лицензий уже полгода не было “записано” ни одного МКД, которым управлял ответчик,
  • но все же позиция органа ГЖН о необходимости аннулировать лицензию по указанной причине не соответствует правовой природе института “аннулирование лицензии” и не основана на буквальном толковании предусмотренного ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса РФ основания для аннулирования лицензии;
  • аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц;
  • а введение ответственности и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в постановлении КС РФ от от 11 марта 1998 г. № 8-П, определении КС РФ от от 5 ноября 2003 г. № 348-О, определении КС РФ от от 5 ноября 2003 № 349-О, определении КС РФ от от 5 февраля 2004 г. № 68-О N 68-О);
  • согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от от 12 мая 2009 г. № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц;
  • поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии;
  • из буквального толкования ст. 199 Жилищного кодекса РФ следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что МКД фактически был принят в управление лицензиата, однако сведения о нем не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность лицензиата, предусмотренная ст.198 Жилищного кодекса РФ;
  • следовательно, само по себе отсутствие в управлении лицензиата МКД не влечет обязанности по внесению им каких-либо изменений в реестр лицензий и не может быть признано нарушением требований ст.198 Жилищного кодекса РФ, а значит и не может влечь применения к лицензиату административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии;
  • наконец, лицензия дает лицензиату право осуществления конкретного вида деятельности, но не обязывает его осуществлять такую деятельность;
  • стало быть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению МКД в течение 6 месяцев также не может быть квалифицирована в качестве нарушения положений главы 19 Жилищного кодекса РФ и влечь за собой применение такой ограничительной меры как аннулирование лицензии. Иное толкование и применение норм главы 19 Жилищного кодекса РФ противоречило бы положениям ст. 8, ст.34 Конституции РФ о свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о возможности ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ВС РФ согласился с этим, не увидев основания для передачи дела в Судебную коллегию по экономическим спорам:

  • сама по себе нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению МКД в течение 6 месяцев (отсутствие в управлении лицензиата МКД) не может служить основанием для применения к лицензиату административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии.

Отметим, что в настоящее время арбитражные суды рассматривают множество дел об аннулировании лицензий “бездомных” управляющий организаций.

В большинстве случаев суды первой инстанции удовлетворяют такие заявления, если необходимая досудебная процедура соблюдена (о нарушении процедур постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г.

№ Ф02-3229/19 по делу № А19-22372/2018, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2019 г. № Ф02-2936/19 по делу № А19-22358/2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. № Ф01-1895/19, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2019 г.

№ Ф10-1114/19). В апелляции исход может быть различным, а вот суды округов не выработали единой позиции по данному вопросу – в части округов суды аннулируют лицензию (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г.

№ Ф04-2937/19, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2019 г. № Ф06-48129/19), в части – отказываются аннулировать, опираясь на изложенные выше аргументы (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. № Ф01-1895/19, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2019 г. № Ф10-1114/19).

До ВС РФ “добралось” пока лишь одно дело.

Источник: https://www.garant.ru/news/1289209/

Лишение лицензии управляющей компании: причины аннулирования, документы

Лишение лицензии управляющей организации

Работа управляющей компании относится к видам деятельности, осуществление которых на территории Российской Федерации требует получения специального разрешения – лицензии. Соответствующий закон вступил в силу в 2015 году.

Организация, успешно прошедшая все этапы лицензирования и получившая документ, должна соблюдать ряд правил, иначе она может потерять полученную привилегию. Процедура лишения лицензии действующей управляющей компании довольно проста.

Разрешение может быть аннулировано по ряду причин, в том числе, в связи с нарушением организацией лицензионных требований.

Причины лишения УК лицензии

Полную четкость процедура лишения УК разрешения обрела с принятием Федерального закона №485-ФЗ от 31.12.2017 года. Он дополнил соответствующие положения Жилищного Кодекса РФ, увеличив количество способов, позволяющих лишить управляющую компанию лицензии.

Нарушение лицензионных требований управляющей организацией

Ст. 193 Жилищного Кодекса РФ содержит перечень требований к УК, ведущим предпринимательскую деятельность. Их нарушение грозит административной ответственностью и предписанием исправить недочеты. Грубое несоблюдение условий может привести к аннулированию разрешения и уголовному преследованию.

Требования, выполнение которых необходимо для получения лицензии УК:

  • наличие регистрации в качестве ИП или юридического лица на территории РФ;
  • индивидуальное название, которое не должно быть аналогичным или схожим в значительной степени с УК, уже имеющей допуск к управлению МКД;
  • наличие аттестата квалификации у представителя организации и отсутствие неснятой или непогашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также правонарушение в сфере экономики;
  • отсутствие аннулированного ранее разрешения и соответствующей записи в сводном федеральном реестре лицензий;
  • соблюдение поставщиком коммунальных услуг и представителями фирмы требований к предоставлению информации.

Грубое нарушение требований может привести к аннулированию разрешения и уголовному преследованию управляющей компании.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных пунктов дает органу государственного жилищного надзора (ГЖН) право на обращение в суд с целью отзыва разрешения УК. Также это возможно в случае назначения управляющей компании более трех административных наказаний из-за уклонения от проверок, ее признания банкротом.

Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.199, ч.2) отзыв лицензии УК может быть инициирован, если в ее управлении в течении полугода нет ни одного дома.

Невыполнение предписаний ГЖИ

В юридической практике нередки случаи лишения разрешения на работу компаний, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, не выполняющих предписания органов ГЖН.

Это приводит к заведению на организации административных дел, что становится очевидным нарушением правил ведения предпринимательской деятельности.

Окончательное решение принимается судом, который рассматривает дела на основании заключений лицензионной комиссии.

Аннулирование лицензии из-за тождественности названия УО

Наличие у управляющей компании оригинального названия – одно из условий получения разрешения на работу.

Организации, которые занимаются регистрацией таких фирм, уже следят за тем, чтобы разрешения не выдавались заявителям со схожими наименованиями.

Случаи аннулирования лицензии управляющей компании с такой формулировкой пока не были зафиксированы, но у органов ГЖН есть необходимые полномочия.

Из-за долгов перед РСО

Признание лицензированной УК банкротом – один из факторов, который дает право аннулировать разрешение организации на работу. Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.198, п.5, пп.5.

4) для запуска процедуры необходимо иметь на руках соответствующее решение суда, вступившее в законную силу.

Результатом отзыва разрешающего документа становится потеря управляющей компанией права на обслуживание подотчетных многоквартирных домов.

Как аннулировать лицензию управляющей компании

Процесс отзыва разрешения у организации, предоставляющей гражданам коммунальные услуги, прост, но имеет ряд особенностей. Одного наличия оснований для аннулирования лицензии управляющей компании недостаточно.

Надо запустить процедуру, выждать определенное время, зафиксировать нарушения, передать собранную документацию в лицензионную комиссию. Сам факт прекращения действия разрешения регистрируется органом ГЖН.

Работает надзорная организация в соответствии с вынесенным судебным решением.

Кто может лишить лицензии

Фирму, которая предоставляет услуги ЖКХ жильцам многоквартирных домов, лицензии лишает суд. Надзорная организация в виде органа ГЖН подает иск и собирает документы для подтверждения систематического нарушения законодательства управляющей компанией.

Она инициирует работу лицензионной комиссии, которая по результатам расследования выносит заключение. На основании предоставленных доводов и доказательств суд принимает решение об отказе в иске, приостановке действия разрешения или его отзыве.

Если УК считает вынесенный приговор несправедливым, у нее остается возможность обратиться в вышестоящие органы.

ГЖН подает иск в суд на управляющую компанию при несоблюдении ею законных требований.

Порядок отзыва лицензии

Процесс аннулирования разрешения на работу УК во многом напоминает процедуру получения лицензии. Только в этом случае одной из конечных инстанций становится суд.

Процедура лишения УК лицензии обычно длится не менее года и состоит из таких этапов:

  • в течение 12 месяцев орган ГЖН фиксирует лицензионные нарушения, сделанные организацией, и случаи игнорирования предписаний по ним. Если УК не исполняет два и более предписаний по 15% подотчетных домов, их могут вывести из-под управления компании;
  • материалы рассматриваются лицензионной комиссией, которая выносит свое заключение;
  • дело рассматривается судом, имеющим право принять решение о ликвидации лицензии или потребовать от УК выполнения предписаний;
  • по решению суда или в результате дальнейшего игнорирования поставщиком услуг ЖКХ возложенных обязательств, ГЖН проводит процедуру отзыва разрешения.

В ряде случаев порядок лишения лицензии организации, предоставляющей услуги ЖКХ, меняется и упрощается. Например, если фирма объявляется банкротом и прекращает свою фактическую деятельность.

Юридическая ответственность за нарушения

Неисполнение управляющей компанией своих обязательств перед клиентами и нарушение действующего законодательства административно и уголовно наказуемо. Несоблюдение правил ведения деятельности УК грозит самой организации и ее руководителю штрафами. Их размеры достигают до 1 млн. рублей на должностное лицо и до 2,5 млн. на юридическое лицо.

Управляющая компания не имеет права работать без разрешения – руководитель, проигнорировавший этот момент, может быть отстранен от должности с запретом занимать аналогичный пост до 3 лет.При невыполнении своих обязательств перед клиентами на руководителя УК может быть наложен штраф.

Любой жилец многоквартирного дома может обратиться с претензией в ГЖН, если уверен, что его УК не справляется со своими обязательствами.

Тем самым он способен инициировать процесс проверки работы поставщика услуг ЖКХ и добиться лишения лицензии управляющей компании.

Источник: https://ZKHinfo.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/lishenie-litsenzii-uk

Основания для лишения лицензии управляющей компании и порядок процедуры. Сможет ли УК работать дальше?

Лишение лицензии управляющей организации

Некоторые виды деятельности в РФ имеют разрешительный характер. То есть организация сначала должна получить от государства разрешение, и только потом приступать к избранной деятельности.

Право выполнять те или иные работы подтверждается лицензией. Этот документ свидетельствует, что организация прошла государственную проверку.

С 2015 года УК в сфере ЖКХ должны в обязательном порядке проходить государственную проверку и получать соответствующее разрешение, то есть лицензию. Без этого жильцы ее даже не смогут выбрать в качестве управленца своим многоквартирным домом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

За что могут лишить УК лицензии?

Поводом для аннулирования могут быть грубые нарушения лицензионных требований управляющей организацией:

  1. неудовлетворительное содержание систем внутреннего газового оснащения;
  2. нарушения использования лифтов;
  3. задолженность перед РСО в течение 2х месяцев;
  4. нарушение правил содержания имущества МКД и предоставления коммунальных услуг, приведших к угрозе жизни или здоровью жителей МКД.

Также понести административное наказание УК может в случае:

Необходимые основания

Лишить управляющую компанию лицензии можно только после соответствующего судебного решения.

Для начала судебного разбирательства по отзыву лицензии у управляющей компании Госжилнадзор должен подать иск.

Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН. Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК.

Безусловным основанием для подачи иска на лишение лицензии управляющей компании может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН.

Должно быть не менее двух невыполненных предписаний в год, которые повлекли за собой наложение на УК взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами, в 15% из них были допущены нарушения требований обслуживания, не менее 2-х раз в год.

Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ происходит в том же порядке, что и выдача, только после прохождения инстанций следует обращение в суд.

Процедура по отзыву лицензии может длиться более года и состоит из таких этапов:

  1. ГЖН в течение года фиксирует все нарушения лицензионных требований управляющей организацией и исполнение предписаний по ним.

    Неисполнение двух и более предписаний в отношении 15% домов, которые находятся под управлением УК, дает право Госжилнадзору исключить их из реестра. То есть вывести их из-под управления УК.

  2. Далее материалы передаются в лицензионную комиссию. Она и принимает решение об обращении в суд с требованием аннулировать лицензию.
  3. Затем решение лицензионной комиссии направляется обратно в ГЖН, который и обращается с иском в суд.

Суд может либо сразу аннулировать действующую лицензию, либо потребовать исполнение уже решения суда по исправлению выявленных нарушений. Контроль за исполнением в таком случае возлагается на Госжилнадзор. Неисполнение постановления суда повлечет за собой аннулирование лицензии.

Заключение

В заключение можно сказать, что лишение лицензии управляющей компании – процесс долгий, сложный и неоднозначный. Далеко не факт, что при наличии систематических нарушений УК ее лишится. К тому же приостановка действия или вынесенное судом решение об аннулировании не означает, что деятельность УК прекращается.

До вступления в силу решения, она продолжает свою работу. Больше того, у УК есть право обжаловать судебное и любое другое решение либо вновь пройти процесс лицензирования.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-47-82 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101urist.com/nedvizhimost/upravlenie/mkd/upravlyayushhaya-kompaniya/lishenie-litsenzii.html

Кабинет Юриста
Добавить комментарий