Отобрание детей без лишения родительских прав

Ограничение родительских прав и отобрание ребенка

Отобрание детей без лишения родительских прав

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в порядке, установленном законом (1 ст. 65 СК РФ). Семейный кодекс РФ наряду с лишением родительских прав также устанавливает такие формы ответственности родителей как ограничение родительских прав и отобрание ребенка у родителей без ограничения или лишения родительских прав.

Не всегда эта мера может применяться как санкция за виновное поведение. Ограничение родительских прав является превентивной мерой, применяемой для обеспечения безопасности ребенка в отношении родителей, которые не способны понимать значение своих действий и руководить ими, имеют тяжелое заболевание.

Основания для ограничения родительских прав

Основанием для применения названной меры служит опасность оставления ребенка с родителями:

  • по обстоятельствам, от них не зависящим (психическое расстройство, болезнь, стечение тяжелых обстоятельств);
  • вследствие поведения родителей, которое опасно для ребенка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.

В последнем случае ограничение родительских прав является временной мерой. Если в течение 6 месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка этот срок может быть сокращен.

Круг лиц, которые могут предъявить иск об ограничении родительских прав, более широкий по сравнению с кругом заявителей по делам о лишении родительских прав.

К ним относятся близкие родственники ребенка, органы и организации, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, прокурор.

Прокурор и представитель органа опеки и попечительства должны участвовать в рассмотрении дел об ограничении родительских прав.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об ограничении родительских прав аналогичны особенностям рассмотрения дел о лишении родительских прав.

Подробнее: Основания и порядок лишения родительских прав

Последствия ограничения родительских прав

Последствия ограничения родительских прав определены ст. 74 СК РФ. Они во многом сходны с последствиями лишения родительских прав. В частности, родители утрачивают право на воспитание, образование ребенка, защиту его прав и интересов, прав, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении, но не утрачивают обязанность по содержанию ребенка.

В то же время последствия ограничения родительских прав имеют определенные особенности по сравнению с лишением родительских прав:

  • права и обязанности родителей не прекращаются, а лишь ограничиваются;
  • ограничение родительских прав, как правило, носит временный характер;
  • родителям могут быть разрешены контакты с ребенком;
  • не прекращаются алиментные обязательства, наследственные правоотношения;
  • мнение родителей учитывается при изменении фамилии ребенка.

В случае если оба родителя ограничены в родительских правах, нет в живых другого родителя или он лишен родительских прав либо место нахождения его неизвестно и нет других близких родственников, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства, который вправе передать ребенка под опеку (попечительство), в приемную семью, детский дом семейного типа. Передача ребенка на усыновление без согласия родителей, ограниченных в родительских правах, не допускается.

В течение 3 дней с момента вступления решения в законную силу суд направляет выписку из решения суда об ограничении в родительских правах в орган ЗАГС.

В последующем ограничение родительских прав может быть отменено судом в порядке ст. 76 СК РФ. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене соответствующих ограничений.

Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, на отмену ограничения родительских прав не требуется.

Отобрание ребенка является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью. Данная мера не связанной с лишением или ограничением родительских прав и имеет следующие особенности:

  1. Основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психологическом воздействии на ребенка, оставление ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания (при этом учитывается возраст ребенка);
  2. Необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;
  3. Данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;
  4. Решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается в виде соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами;
  5. Осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, которые должны обеспечить временное устройство ребенка;
  6. О применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или направляется должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
  7. В течение 7 дней после вынесения административного акта соответствующий орган в лице своего представителя обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав; как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд. 

Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых – в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.), либо в административном порядке (о передаче под опеку или попечительство, в приемную семью и др.).

В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, детский дом семейного типа. 

Источник: https://www.zaconoved.com/%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав по решению суда как мера семейно-правовой ответственности

Отобрание детей без лишения родительских прав

Родители должны заботиться о всоих детях. Конституция. Этика. Мораль. Долг…

Обязанности родителей по воспитанию детей указаны в “Кодексе Республики Беларусь о браке и семье” (далее – КоБС): согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов. В ч. 1 ст.

75 КоБС установлено, что, помимо воспитания детей, родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В случаях, когда родители уклоняются от выполнения указанных обязанностей, к ним могут быть применены меры семейно-правовой ответственности.

Самой жёсткой мерой семейно-правовой ответственности является лишение родительских прав. Оно возможно исключительно в судебном порядке и влечёт за собой потерю родителями всех прав, основанных на факте родства с ребёнком. В ст.

85 КоБС регламентирует отобрание ребёнка без лишения родительских прав по решению суда, органа опеки и попечительства. Данная мера применяется в случаях, если оставление ребёнка у лиц, у которых он находится, опасно для него. В ст.

85 разъяснён порядок отобрания ребёнка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации.

Рассмотрим подробнее отобрание ребёнка без лишения родительских прпав по решению суда как меру семейно-правовой ответственности.

Необходимо отметить, что с введением в действие ст. КоБС отобрание без лишения родительских прав по решению суда стало применяться значительно реже, и на то есть объективные причины. Например, отобрание ребёнка комиссией по делам несовершеннолетних происходит в более короткий срок, нет необходимости обязательного участия прокурора и родителей несовершеннолетнего.

В настоящее время в случае обнаружения реальной опасности для ребёнка при дальнейшем нахождении с родителями ребёнок изымается и признаётся нуждающимся в государственной защите. Однако вынесение судом решения об отобрании без лишения родительских прав необходимо в иных случаях.

Приведём пример: у гражданки Н. дети были отобраны решением комиссии по делам несовершеннолетних вследствие того, что она злоупотребляла алкогольными напитками и часто оставляла детей без присмотра.

При сборе материалов для подачи в суд заявления о взыскании расходов на содержание детей на полном государственном обеспечении выяснилось, что у гражданки Н.

имеется заболевание, при наличии которого она не может выполнять родительских обязанностей.

Согласно Постановлению Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. № 7 “О судебной практике по делам о лишении родительских прав” не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие душевной болезни, слабоумия или иного хронического заболевания и по другим, не зависящим от них причинам.

Следовательно, по истечении 6-месячного срока отобрания ребёнка комиссией по делам несовершеннолетних законные представители ребёнка должны обратиться в суд с исковым заявлением об отобрании ребёнка без лишения родительских прав.

Следует отметить, что перечень документов, который необходимо приложить к исковому заявлению, будет такой же, как при подаче искового заявления о лишении родительских прав.

Суд выносит решение об отобрании ребёнка без лишения родительских прав в случаях, если подано исковое заявление о лишении родительскизх прав, однако длоя применения самой строгой меры семейно-правовой ответственности нет достаточных оснований, а возврат ребёнка в семью нецелесообразен. Проиллюстрируем данный тезис примером: У гражданки К.

был отобран ребёнок по решению комиссии по делам несовершеннолетних, поскольку она не имела постоянного места жительства, не была официально трудоустроена, в квартире, где она проживала, отсутствовали подходящие для ребёнка условия. Однако гражданка К. выражала желание заниматься воспитанием ребёнка, интересовалась его жизнью и здоровьем, регулярно навещала его.

В течение 6-месячного срока она не смогла в полной мере устранить причины, повлекшие отобрание ребёнка из семьи: было найдено постоянное место проживания, однако гражданка К. не зарегистрировалась в указанной квартире, ремонт в комнате ребёнка не был закончен, мать официально трудоустроилась только через пять месяцев после отобрания ребёнка.

Исходя из вышеуказанных фактов, органы опеки приняли решение обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.

Однако суд не согласился с позицией органов опеки и указала на то, что ситуация в семье изменилась в лучшую сторону, а так как мать не признаёт исковые требования и стремиться создать надлежащие условия для воспитания ребёнка, лишить её родительских прав не предоставляется возможным. Суд вынес решение об отобрании ребёнка без лишения родительских прав.

Однако в некоторых случаях вынесение судом такого решения противоречит интересам ребёнка. Дети, отобранные без лишения родительских прав, не подлежат усыновлению.

Таким образом, если родители намерены устранить причины отобрания и вернуть ребёнка в семью, то им не стоит опасаться, что за этот период ребёнка могут усыновить.

Но, с другой стороны, в законодательстве Республики Беларусь не указан срок, на который ребёнок может быть отобран по решению суда, то есть отобрание без лишения родительских прав является бессрочным.

Из этого следует, что даже если биологические родители несовершеннолетнего через какое-то время прекратят попытки вернуть ребёнка в семью, то он всё равно не может быть усыновлён.

Выходом из этой ситуации является подача искового заявления о лишении родительских прав законным представителем несовершеннолетнего, что сопряжено с определёнными трудностями. Во-первых, законодательство не определяет срок, по прошествии которого может быть подано заявление о лишении родительских прав. Во-вторых, если от момента отобрания до постановки вопроса о лишении родительских прав проходит значительный промежуток времени, то истец должен заново предоставить актуальные доказательства своей позиции.

Таким образом, мы видим, что отобрание без лишения родительских прав – неоднозначная мера семейно-правовой ответственности, применение которой сегодня вызывает у прпактиков ряд вопросов.      

Источник: https://gymnbk.schools.by/pages/otobranie-rebenka-bez-lishenija-roditelskih-prav-po-resheniju-suda-kak-mera-semejno-pravovoj-otvetstvennosti

Вопрос 2. Отобрание ребенка без лишения родительских прав

Отобрание детей без лишения родительских прав

При осуществлении родителями своих прав и обязанностей могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Во-первых, каждый из родителей одновременно является носителем прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Во-вторых, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Их реализация осуществляется непосредственно каждым из родителей исходя из различных социальных и экономических факторов, таких как образование, воспитание, материальная обеспеченность, состояние здоровья, принадлежность к определенному социальному классу и другое.

К спорам, связанным с воспитанием детей, подведомственным судам (т.е. когда спор рассматривается судом) относятся:

*споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

*осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

*об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;

**о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;

*о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований;

*о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения;

*об установлении усыновления;

*об отмене усыновления;

*о лишении родительских прав;

*о восстановлении в родительских правах;

*об ограничении родительских прав;

*об отмене ограничения родительских прав.

Если же родители должным образом не исполняют возложенные на них функции, то поднимается вопрос об отобрании ребёнка без лишения родительских прав.

Отобрание ребенка без лишения родительских прав по решению суда, органа опеки и попечительства (Статья 85)

Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=ZjCmYZ6uC5s

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

Суд по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (Статья 85-1)

В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка.

В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Источник: https://helpiks.org/8-101008.html

Семейное право России

Отобрание детей без лишения родительских прав

Помимо лишения родительских прав СК предусматривает в качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка также ограничение родительских прав.

Ограничение родительских прав — это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав в случае виновного противоправного поведения родителей (одного из них) может выступать в качестве меры их ответственности.

Само понятие «ограничение родительских прав» является новеллой семейного законодательства. Ограничение родительских прав возможно при условии, что родители не лишены родительских прав, поскольку последнее обязательно предполагает отобрание у них ребенка.

Основания ограничения родительских прав. Согласно п. 2 ст. 73 СК основанием для ограничения родительских прав может являться опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по не зависящим от них объективным причинам.

К ним могут быть отнесены различные обстоятельства: болезнь родителей на протяжении длительного времени, включая психическое расстройство, стечение тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен сам себе) и т.п.

При этом закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным установлением недееспособности или ограниченной дееспособности родителей.

В то же время подобная опасная для ребенка обстановка может быть результатом виновного противоправного поведения родителей (родителя): систематическое оставление ребенка без присмотра, частые скандалы в семье в связи с употреблением родителями спиртных напитков, вступление в интимные отношения в присутствии детей, содержание наркопритона и т.п. В таком случае суд, не установив достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (отобрании ребенка).

Для ограничения родителей (одного из них) в родительских правах важно установить наличие реальной угрозы для жизни, здоровья и надлежащего воспитания ребенка со стороны родителей в результате их поведения, причем не имеет значения, виновного или нет.

Именно опасная для ребенка обстановка в семье создает необходимость отобрания ребенка у родителей. В результате применения такой меры права и интересы ребенка получают защиту.

В том случае, когда ограничение родительских прав применяется в отношении родителей, действовавших виновно, оно является для них мерой семейно- правовой ответственности.

Ограничение родительских прав может быть как временной санкцией в отношении таких родителей, т.е. предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой.

Применение судом ограничения родительских прав как временной меры преследует цель предупредить родителей о недопустимости нарушения прав ребенка и дать им возможность исправить свое поведение и отношение к исполнению родительских обязанностей.

Если в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не изменили своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей родительских прав и до истечения шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав.

Вопрос об ограничении родительских прав может возникнуть при рассмотрении судом дела о лишении родительских прав, когда будет установлено, что требование о лишении родительских прав по тем или иным причинам не подлежит удовлетворению, но оставление ребенка у родителей опасно для него. Именно в таких случаях суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей и о его передаче на попечение органов опеки и попечительства.

Порядок ограничения родительских прав. Вопрос об ограничении родительских прав решается в судебном порядке.

Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав, согласно п. 3 ст. 73 СК, производится по иску:

  1. близких родственников ребенка — одного из родителей ребенка, дедушки, бабушки, братьев, сестер;
  2. органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения;
  3. дошкольных образовательных учреждений, т.е. детских садов различного типа и центров развития ребенка;
  4. общеобразовательных учреждений, т.е. начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
  5. других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);
  6. прокурора.

Предъявление иска об ограничении родительских прав возможно только к родителям (или одному из них), так как ограничение родительских прав не распространяется на лиц, заменяющих ребенку родителей (опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей).

Дела данной категории рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в порядке, аналогичном лишению родительских прав, т.е.

в порядке искового производства, с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и представляет суду заключение о целесообразности ограничения родительских прав.

За родителями, ограниченными в родительских правах, так же как и за родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка. Поэтому суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав должен в соответствии с п. 5 ст. 73 СК решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.

При удовлетворении иска об ограничении родительских прав суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Правовые последствия ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК. Главным образом они касаются родителей, носят императивный характер и по своему содержанию значительно уже правовых последствий лишения родительских прав.

При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав.

Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка.

Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государств1енные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов.

Однако родители, ограниченные в родительских правах, сохраняют некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или право на пенсию по случаю потери кормильца.

Лица, ограниченные судом в родительских правах, не имеют права быть усыновителями, опекунами или попечителями, приемными родителями, т.е. воспитателями чужих детей.

Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как и в случае лишения родителей родительских прав, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками. В результате соблюдается принцип приоритетной защиты прав и законных интересов детей. В этих же целях СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них).

Когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка.

Учитывая, что ограничение родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах. Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка, их контакты с ним могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации.

Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т.п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей.

Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка и т.п.).

Указание закона на данное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (органа опеки и попечительства, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка, администрации воспитательного учреждения, где находится ребенок).

Именно от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.

Отмена ограничения родительских прав ⇒

Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей ⇒

Источник: https://isfic.info/fam/sems63.htm

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах

Отобрание детей без лишения родительских прав

Лишение родительских прав – не единственный правовой способ защиты прав и интересов детей. В соответствии с ч. 1 ст.

85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него и если об этом заявлено в суде. Исходя из ст.

184 «Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья» КоБС, опасность для ребенка может касаться его физического, умственного и духовного развития.

В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

В отличие от лишения родительских прав, которое возможно только при виновном поведении родителей, отобрание детей может быть произведено тогда, когда опасная для их жизни и здоровья ситуация возникает в силу ряда объективных причин (болезненное состояние родителей, стечение тяжелых обстоятельств и т. п.), то есть без виновного поведения родителей.

Если в материалах дел имеются медицинские справки о психическом заболевании ответчиков либо об их нетрудоспособности вследствие физических недостатков, затрудняющих выполнение родительских обязанностей, суды принимают решение об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

При наличии оснований, названных в Декрете № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признаний ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

Декретом № 18 установлено, что отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних.

В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью 2 ст. 85 КоБС.

В соответствии с Декретом комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

§ в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

§ о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

В соответствии с п.

5 Декрета руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

Пунктом 6 Декрета № 18 установлено, что неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.

Согласно п.

7 Декрета № 18 суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

Суд по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

Статья 85.1. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

В случае если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка.

В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Статья 87. Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка

Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка от родителей или других лиц производится судебным исполнителем с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства.

В случаях, когда родитель или другое лицо, на попечении которого находится ребенок, препятствует исполнению решения суда, принимаются меры, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Решение суда о передаче или отобрании ребенка подлежит немедленному исполнению, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, может отрицательно сказаться на физическом или психическом здоровье ребенка либо привести к невозможности исполнения решения.

В исключительных случаях, если этого требуют интересы ребенка, суд до вынесения решения может решить вопрос о временном отобрании ребенка у ответчика. Исполнение судебного определения производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 84. Восстановление в родительских правах

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

С лишением родительских прав правовая связь между родителями и ребенком прекращается не полностью, родители не только обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, но и имеют право видеться с ними.

Лишение родительских прав носит бессрочный характер, однако закон допускает возможность восстановления в родительских правах (ст. 84 КоБС).

Основанием восстановления в родительских правах является соответствие этого интересам детей, если дети не усыновлены, а усыновление не отменено.

Согласно ч. 2 ст. 84 КоБС восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При изучении дел установлено, что такие иски иногда предъявлялись к органу опеки и попечительства, что является неправильным. Орган опеки и попечительства должен участвовать в таких делах как государственный орган, дающий заключение по делу.

В ходе судебных заседаний не все суды проверяли, изменилось ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, улучшилось ли их отношение к ребенку и можно ли им доверить его воспитание, имеется ли эмоциональная связь с ребенком, характерная для отношений между родителями и детьми.

В качестве доказательств по изученным делам истцы представляли справки медицинских учреждений о лечении от алкоголизма, справки с места жительства и работы, характеристики, справки об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности. Доказательствами также служили показания свидетелей (соседей, учителей, психологов, участковых инспекторов).

Как свидетельствует изучение дел, суды правильно отказывали в исках о восстановлении в родительских правах, если факты изменения поведения родителей в отношении воспитания детей и надлежащего выполнения родительских обязанностей не подтверждались убедительными и достоверными доказательствами.

Вместе с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. Если же иск заявлен только о восстановлении в родительских правах, то судам необходимо выяснять, имеются ли затруднения, связанные с возвратом ребенка.

Одновременно с требованиями о восстановлении в родительских правах суды разрешали требования об освобождении истцов от уплаты алиментов. Однако вопрос о прекращении взыскания алиментов (средств на содержание) должен быть решен после вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах.

По заявлению родителя, чьи права восстановлены, суду необходимо вынести определение о прекращении исполнительного производства применительно к п. 6 ч. 1 ст. 492 ГПК.

Дела о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав и восстановлении в родительских правах (по материалам обзора судебной практики)

Источник: https://studopedia.su/5_32517_otobranie-rebenka-bez-lisheniya-roditelskih-prav-vosstanovlenie-v-roditelskih-pravah.html

Статья 170. Отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав

Отобрание детей без лишения родительских прав

1. Суд может постановить решение оботнятии ребенка от родителей или одногоиз них, не лишая их родительских прав,в случаях, предусмотренных пунктами2-5 части первой статьи 164 настоящегоКодекса, а также в иных случаях, еслиоставление ребенка у них являетсяопасным для его жизни, здоровья иморального воспитания.

В этом случае ребенок передается другомуродителю, бабушке, дедушке, другимродственникам – по их желанию или органуопеки и попечительства.

2. В исключительных случаях, принепосредственной угрозе для жизни илиздоровья ребенка, орган опеки ипопечительства или прокурор имеют правовынести решение о немедленном отобранииребенка от родителей.

В этом случае орган опеки и попечительстваобязан немедленно уведомить прокурораи в семидневный срок после вынесениярешения обратиться в суд с иском олишении родителей или одного из нихродительских прав или об отнятии ребенкаот матери, отца без лишения их родительскихправ.

С таким иском в суд вправе обратитьсяпрокурор.

3. Если отпадут причины, которыепрепятствовали надлежащему воспитаниюребенка его родителями, суд по заявлениюродителей может постановить решение овозвращении им ребенка.

4. При удовлетворении иска об отобранииребенка от матери, отца без лишения ихродительских прав суд решает вопрос овзыскании с них алиментов на ребенка.

5. Положение частей первой – третьей этойстатьи применяются к отнятию ребенкаот других лиц, с которыми он проживает.

Статья 171. Учет мнения ребенка при решении вопросов, касающиеся его жизни

1. Ребенок имеет право на то, чтобы бытьвыслушанным родителями, другими членамисемьи, должностными лицами по вопросам,касающимся его лично, а также вопросовсемьи.

2. Ребенок, который может высказать своемнение, должен быть выслушан при решениимежду родителями, другими лицами спораотносительно его воспитания, местапроживания, в том числе при решенииспора о лишении родительских прав,восстановлении родительских прав, атакже спора относительно управленияего имуществом.

3. Суд вправе вынести решение вопрекимнению ребенка, если этого требуют егоинтересы.

Статья 172. Обязанность ребенка, совершеннолетних дочери и сына заботиться о родителях

1. Ребенок, совершеннолетние дочь, сынобязаны заботиться о родителях, проявлятьо них заботу и оказывать им помощь.

2. Совершеннолетние дочь, сын имеют правообратиться за защитой прав и интересовнетрудоспособных, немощных родителейкак их законные представители, безспециальных на то полномочий.

3. Если совершеннолетние дочь, сын незаботятся о своих нетрудоспособных,немощных родителях, с них могут быть порешению суда взысканы средства напокрытие расходов, связанных спредоставлением такой заботы.

Глава 14 – Права родителей и детей на имущество

Статья 173. Раздельностьимущества родителей и детей

1. Родители и дети, в частности те, которыесовместно проживают, могут бытьсамостоятельными собственникамиимущества.

2. При решении спора между родителями ималолетними, несовершеннолетнимидетьми, которые совместно проживают,относительно принадлежности им имуществасчитается, что оно является собственностьюродителей, если иное не установленосудом.

Статья 174. Правособственности ребенка на имущество,предназначенное для его развития,обучения и воспитания

1. Имущество, приобретенное родителямиили одним из них для обеспечения развития,обучения и воспитания ребенка (одежда,другие вещи личного потребления, игрушки,книги, музыкальные инструменты, спортивноеоборудование др.), является собственностьюребенка.

Статья 175. Право общейсовместной собственности родителей идетей

1. Имущество, приобретенное родителямии детьми за счет их совместной трудаили общих средств, принадлежит им направе общей совместной собственности.

Статья 176. Правародителей и детей относительно пользованияимуществом

1. Родители обязаны передать в пользованиеребенка имущество, которое должнообеспечить его воспитание и развитие.

2. Права родителей и детей на пользованиежильем, которое является собственностьюодного из них, устанавливаются законом.

Статья 177. Управлениеимуществом ребенка

1. Родители управляют имуществом,принадлежащим малолетнему ребенку, безспециального на то полномочия. Родителиобязаны заботиться о сохранении ииспользовании имущества ребенка в егоинтересах.

Если малолетний ребенок можетсамостоятельно определить своипотребности и интересы, родителиосуществляют управление его имуществом,учитывая такие потребности и интересы.

2. Родители малолетнего ребенка не имеютправа без разрешения органа опеки ипопечительства совершать такие сделкиотносительно его имущественных прав:

  • заключать договора, подлежащие нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, в том числе договора по разделу или обмену жилого дома, квартиры;

  • выдавать письменные обязательства от имени ребенка;

  • отказываться от имущественных прав ребенка.

3. Родители имеют право дать согласиена совершение несовершеннолетнимребенком сделок, предусмотренных частьювторой настоящей статьи, лишь с разрешенияоргана опеки и попечительства.

4. Разрешение органа опеки и попечительствана совершение сделок относительнонедвижимого имущества ребенкапредоставляется в случае гарантированиясохранения его права на жилье.

5. При совершении одним из родителейсделок в отношении имущества малолетнегоребенка считается, что он действует ссогласия другого родителей. Другойродитель имеет право обратиться в судс требованием о признании сделкинедействительной как заключенной безего согласия, если эта сделка выходитза пределы мелкой бытовой.

На совершение одним из родителей сделокв отношении транспортных средств инедвижимого имущества малолетнегоребенка должно быть письменное нотариальноудостоверенное согласие другогородителя.

Если тот из родителей, кто проживаетотдельно от ребенка в течение не менеешести месяцев, не принимает участия ввоспитании и содержании ребенка илиесли место его проживания неизвестно,сделки, указанные в абзаце второмнастоящего пункта, могут быть совершеныбез его согласия. (Часть пятая статьи177 дополнена абзацем третьим согласнозакона N 524-V от 22.12.2006)

6. Родители решают вопрос об управленииимуществом ребенка совместно, если иноене предусмотрено договором между ними.Споры, возникающие между родителямиотносительно управления имуществомребенка, могут решаться органом опекии попечительства или судом.

7. После прекращения управления родителиобязаны вернуть ребенку имущество,которым они управляли, а также доходыот него.

8. Ненадлежащее выполнение родителямисвоих обязанностей по управлениюимуществом ребенка является основаниемдля возложения на них обязанностивозместить причиненный ему материальныйущерб и вернуть доходы, полученные отуправления его имуществом.

Источник: https://studfile.net/preview/5163348/page:28/

Кабинет Юриста
Добавить комментарий