Подведомственность суду дел искового производства

Судебная подведомственность неисковых дел

Подведомственность суду дел искового производства

Неисковые дела в гражданском процессе характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве и рассматриваются в порядке особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере является исключением, именно поэтому компетенция судов в данной сфере строго определена законом.

В порядке особого производства суды рассматривают дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходимо проведение судебного доказывания в целях их достоверного выяснения и установления. В нем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

ГПК устанавливает перечень дел, подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства. К ним относятся дела:

  • • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • • об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • • о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  • • об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • • об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
  • • о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  • • о восстановлении прав но утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  • • о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;
  • • по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  • • по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Поскольку подведомственность неисковых дел разнообразна, то в данном случае уместно использовать их классификацию, разработанную в свое время Ю. К. Осиповым[1].

В соответствии с ней подведомственность делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Так, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным вправе лишь суд общей юрисдикции, а неточности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

Кроме того, по мнению Ю. К. Осипова, множественная подведомственность может быть альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы), договорной и смешанной.

Например, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в соответствующие органы, которые вправе удостоверить тог или иной факт и выдать соответствующие документы либо отказать в этом. При этом суд устанавливает подобные факты лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК).

Договорной в гражданском процессе является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон, а смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим ее видам, чаще всего императивному и альтернативному.

Кроме того, ГПК относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела, разрешаемые в порядке приказного производства, а также дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Суды общей юрисдикции также рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

  • 1. Васьковский, Е. В. Учебник гражданского процесса / Е. В. Васьковский. — М., 1917.
  • 2. Власов, А. А. Гражданское процессуальное право: учебник/ А. А. Власов. — М.: Проспект, 2003.
  • 3. Егорова, М. Б. Некоторые проблемы подведомственности споров, вытекающих из налоговых правоотношений / М. Б. Егорова // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2002. — № 2 (13).
  • 4. Жилин, Г. А. Вопросы разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами / Г. А.

Источник: https://studme.org/310621/pravo/sudebnaya_podvedomstvennost_neiskovyh

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции

Подведомственность суду дел искового производства

Подведомственность (подв.) – это свойство споров о праве и других юридических дел, в силу которого их разрешение отнесено к ведению того или иного юрисдикционного органа. Юрисдикционные органы – это суды (федеральные, конституционные (уставные), мировые судьи); негосударственные судебные органы – третейские суды; органы загса, нотариусы и др.

В зависимости от того, отнесено разрешение категории дел к компетенции исключительно одного органа или же нескольких органов, различают подв.

единичную (исключительную): дела о лишении родительских прав и множественную: имущественные споры между гражданами, юридическими лицами могут быть рассмотрены как в государственных (общей юрисдикции, арбитражных), так и в негосударственных (третейских) судах.

Виды множественной подв.:

1. Договорная – определяется взаимным соглашение сторон. 2. Императивная – закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы (напр., большинство трудовых споров рассматриваются сначала КТС, а затем может быть разрешено в суде). 3.

Условная – дело подлежит рассмотрению в суде в случае наступления определенного условия, установленного законом. 4. Альтернативная – заинтересованное лицо самостоятельно выбирает орган, в который может обратиться в соответствии с законом. Напр.

, выбор между разрешением спора в административном (обращение в вышестоящий адм. орган) или судебном порядке. 5. Смешанная – сочетает признаки разных видов подв., напр, императивной и альтернативной. Напр., если лицо обратилось за разрешением спора в вышестоящий адм.

орган и получило там отказ, оно вправе обратиться с жалобой в суд. Подведомственность гражданских дел судам Статья 22. 1.

Суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду

Последствия нарушения правил подведомственности гражданских дел.

Законность действий участников гражданского процесса и соответствующих судебных постановлений обеспечивается путем установления правовых последствий неподведомственности дела судам.

Так, полная неподведомственность дела суду, установленная при возбуждении дела, является основанием для отказа в принятии искового заявления на стадии возбуждения дела в суде, а в стадии судебного разбирательства – основанием для прекращения производства по делу.

Неподведомственность дела суду, связанная с наличием соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, является основанием для оставления заявления без рассмотрения

Понятие подсудности, её виды и отличие подсудности от подведомственности.

Подсудность – это порядок распределения подведомственных судам дел к рассмотрению определенного суда.

Различают 2 вида подсудности:

1. Родовая (предметная) – определяет компетенцию судов различных уровней судебной системы РФ: Верховного Суда РФ (ст. 27 ГПК), областных, краевых, верховных судов республик (ст. 26); федеральных районных (ст. 24) и военных судов (ст. 25), мировых судей (ст. 23).

2. Территориальная (пространственная) – устанавливает компетенцию одноуровневых судов в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда.

Территориальная подсудность:

1. Общая (ст. 28) – определяется местом жительства ответчика – физического лица и местом нахождения ответчика – юридического лица.

2. Альтернативная (ст. 29) – предоставляет истцу право самостоятельно выбрать один из судов, в который он может обратиться в соответствии с законом.

3. Исключительная – определяет категории, которые могут быть рассмотрены только точно указанными судами (ст. 30).

4. Подсудность по связи дел – устанавливает принадлежность спора к рассмотрению в суде, в котором рассматривается связанное с этим спором дело, т. е. независимо от территориальной принадлежности (напр., встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска).

5. Договорная – устанавливается по соглашению сторон (ст.32). При этом стороны не вправе изменять родовую и исключительную родовую подсудность.

Разрешение вопроса о подсудности осуществляется судьей единолично при принятии заявления. В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 135 ГПК судья возвращает исковое заявление при неподсудности дела данному суду, о чем выносится мотивированное определение с указанием суда, куда следует обратиться заявителю. На определение может быть подана частная жалоба.

Изменение подсудности – это:

1. Передача дела в другой суд – может быть произведена при наличии обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 33 (напр., ходатайство обеих сторон о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств).

2. Передача дела из одного суда в другой вышестоящим судом – может иметь место при невозможности рассмотрении дела судом, которому оно подсудно (напр., при наличии обстоятельств, не позволяющих судье повторно участвовать в рассмотрении дела).

Лица, участвующие в деле.

Основными субъектами гражданских процессуальных правоотношений выступают лица, участвующие в деле, – это юридически заинтересованные в исходе дела участники гражданского процесса, обладающие правом совершать процессуальные действия, влияющие на ход развития судопроизводства.

Для данной категории субъектов характерен ряд признаков, позволяющих отличать их от иных участников.

Лица, участвующие в деле, обладают юридической заинтересованностью. Наличие юридической заинтересованности у субъекта означает, что решение суда может повлиять на его права и обязанности. В зависимости от характера интереса выделяют личную (материально-правовую) и государственно-правовую, служебную (процессуально-правовую) юридическую заинтересованности.

Личная юридическая заинтересованность в исходе дела определяется возможностью влияния судебного решения на личные субъективные права и обязанности участника.

Таковой заинтересованностью обладают стороны (истец, ответчик, заявитель и заинтересованные лица в делах публично-правового и особого производства), третьи лица.

Названные лица выступают субъектами спорного (иного) материального правоотношения, представленного на рассмотрение дела.

Государственно-правовая, служебная юридическая заинтересованность означает обусловленность участия соответствующего субъекта его должностным положением, необходимостью исполнения им своих функциональных обязанностей.

Непосредственно материально-правовой заинтересованностью эти лица не обладают, поскольку они не являются субъектами спорного (иного) материально-правового отношения.

Субъектами, наделенными названной заинтересованностью, выступают прокурор и субъекты, от своего имени защищающие права и интересы иных лиц.

Лица, участвующие в деле, обладают широким кругом прав, в т.ч. правами, реализация которых направлена на развитие, движение судопроизводственной деятельности (ст. 35?, 39 ГПК РФ).

Перечень лиц, участвующих в деле, исчерпывающим образом закреплен в законе (ст. 34 ГПК РФ).

К данной группе лиц относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренными ст.

4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений.

Названные субъекты действуют в гражданском судопроизводстве от своего имени и выступают либо в защиту собственных интересов (стороны, третьи лица), либо прав и интересов иных лиц (например, органы государственной власти и местного самоуправления).



Источник: https://infopedia.su/4x3c7f.html

Подведомственность суду исковых дел. Подведомственность суду дел неискового производства

Подведомственность суду дел искового производства

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов гос власти, МСУ, должностных лиц, иностр.

лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

1) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

2) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

3) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);

5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел судам общей юрисдикции остановимся на семейных и трудовых спорах.

Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным СК. Согласно ст.

8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, – государственными органами или органами опеки и попечительства.

Так, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. 21 – 23 СК, в судебном порядке.

Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса.

Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 ГПК с учетом особенностей, установленных ТК. Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора.

Так, в соответствии со ст.

391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение ука­занных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:

— по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан РФ на участие в референдуме;

— по заявлениям гражданам, организаций и прокурора об оспаривании НПА полностью или в части;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов гос. власти, органов МСУ, должностных лиц, гос. и муниц. служащих;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда (ст. 245 ГПК).

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходим механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить, в связи с чем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

ГПК устанавливает перечень подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении не­совершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическую организацию и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2019 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-88249.html

Подведомственность гражданских дел

Подведомственность суду дел искового производства

  1. Понятие и виды подведомственности
  2. Подведомственность гражданских дел судам

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело.

Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст.

11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах, а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст.

382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Обобщая, можно сказать, что разнообразные гражданские дела могут разрешаться: судебными органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, КС РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ; общественными органами (например, третейскими судами, КТС и др.); административными органами.

Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

В гражданском процессе принято выделять исключительную, альтернативную, договорную и условную (императивную) подведомственность. В соответствии с правилами об исключительной подведомственности определяются случаи, когда один единственный орган может рассматривать то или иное дело.

Как правило, в решении вопроса о такой подведомственности законодатель исходит из специфики дела, его особой сложности или значения. Например, в соответствии с ч. 2 ст.

391 ТК только суды вправе рассматривать трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т. д.

Исключительно арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК).

Альтернативная подведомственность означает, что для заинтересованного лица возможен выбор между судебным и несудебным органом. Например, действия (бездействия, решения) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или орган.

Зачастую обращение в такие органы для заинтересованного лица является более привлекательным, например в связи с оперативностью решения вопроса. Однако обращение лица в несудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным.

Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.

При договорной подведомственности участники правоотношения по взаимному согласию определяют тот орган, который будет рассматривать их правовой спор. В настоящее время примером такой подведомственности является закрепленная в законе возможность обращения в третейские суды для разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст.

138 НК практически все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Подведомственность гражданских дел судам

Среди всех других органов только государственные суды осуществляют правосудие. Именно они, по общему правилу, дают окончательный ответ на правовой вопрос. Однако доступность судебной защиты не исключает того, что в законе могут быть предусмотрены случаи, когда определенные дела изъяты из подведомственности судам. Например, в соответствии со ст. 19

СК только в органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Разграничение подведомственности между различными судебными органами основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов, КС РФ и т. д.).

Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК).

Кроме того, в судах общей юрисдикции также рассматривают дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды — это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

1) предметный критерий. Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел, по общему правилу, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

Однако в отношении некоторых дел, подведомственных АС критерий «субъектный состав» не действует. Это исключение из общего правила. Так, в ст. 33 АПК определены дела специальной подведомственности. К ним относятся, например, дела о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам и т. д.

Общим у всех этих дел является то, что они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Если при связи нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Но если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134.ГПК).

КС РФ — это орган, осуществляющий конституционный контроль. Разграничение подведомственности между этим судом и судами общей юрисдикции возникает по двум категориям дел: 1) об оспаривании нормативных правовых актов; 2) по спорам о компетенции.

1) В ст. 125 Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде РФ исчерпывающим образом определены те виды нормативных правовых актов, дела о соответствии которых Конституции РФ разрешает КС РФ.

Речь идет, например, о федеральных законах, нормативных актах Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституциях республик; уставах, а также законах и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и т. д.

Следовательно, по общему правилу дела о соответствии Конституции РФ не указанных в ст. 125 Конституции РФ нормативных правовых актов, а также дела о соответствии одних нормативных правовых актов иным актам ниже уровня Конституции РФ, подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от разграничения подведомственности между ними.

2) КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

Споры о компетенции между органами могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д. Следовательно, эти дела судам общей юрисдикции не подведомственны.

Необходимо учитывать, что если речь идет о спорах о компетенции между не перечисленными в ч. 3. ст.

125 Конституции органами власти, то они подведомственны судам общей юрисдикции, а если в субъекте РФ создан конституционный (уставный) суд — такому суду, но только при условии, если его полномочия по рассмотрению таких споров закреплены в конституции (уставе) или специальном законе субъекта РФ.

Источник: http://be5.biz/pravo/g006/6.html

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности

Подведомственность суду дел искового производства

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. “Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств”).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом).

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-grazhdanskich-del-vidi-podvedomstvennosti

Гражданский процесс России

Подведомственность суду дел искового производства

Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из административных (управленческих) правоотношений, отнести:

1) жалобы о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах и референдумах (жалобы на неправильности в списках избирателей);

2) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина;

3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан.

К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.

); в) локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.

); г) распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности; решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб).

Вместе с тем, оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, а также оспаривание решений и действий (бездействия) органов самоуправления, государственного управления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве.

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, но есть неясные, неопределенные факты с которыми связана реализация прав, поэтому и нужен механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить. В связи с этим Н.Б. Зейдер, Д.М. Чечот справедливо указывают на то, что в особом судопроизводстве охраняются юридические значимые интересы, но не защищаются субъективные права.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд обязан оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они могут предъявить свои требования в виде иска на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Охрана интересов граждан осуществляется путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 245) устанавливает перечень подведомственных судам и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;
  3. о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;
  4. о признании имущества бесхозяйным;
  5. об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;
  6. по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
  7. о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

Так определял состав дел особого производства процессуальный закон в 1964 г. Позднее этот состав законодательством был расширен.

Семейный кодекс РФ определил, что усыновление (удочерение) детей производится в порядке особого производства (ст. 125).

Расширен перечень юридических фактов, устанавливаемых в судебном порядке: например, применение к конкретному лицу политических репрессий, факт признания отцовства умершим мужчиной.

Подведомственность неисковых дел разнообразна, и здесь вполне уместна классификация видов, разработанная Ю.К. Осиповым.

Подведомственность, согласно его классификации, делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Так, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции. А неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

Множественная подведомственность бывает альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы).

Так, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы.

Суд же устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 248 ГПК).

Источник: https://isfic.info/graz/prav46.htm

Кабинет Юриста
Добавить комментарий