Сначала идет аспирантура или магистратура

Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат

Сначала идет аспирантура или магистратура

Высшее образование в Российской Федерации разработано в соответствии с положениями Болонского процесса и подразделяется на отдельные уровни.

Поговорим сегодня об этих уровнях и попытаемся понять, чем же они отличаются.

Уровень первый

Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.

Срок обучения стандартен – это четыре года, за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.

В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.

Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.

Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».

Выпускники также могут продолжить обучение в магистратуре, либо  сразу в аспирантуре (все зависит от специальности), либо начать трудовую деятельность.

Магистратура – следующий образовательный уровень. Выбрав его, специалист или бакалавр, получают углубленные знания в выбранной сфере деятельности. Срок обучения может разниться и составлять один или два года.

Магистратура предполагает, что выпускник сможет заниматься научной деятельность. По итогам получения образования на этом уровне проходит защита диссертации магистра и выдается диплом с указанием соответствующего квалификационного уровня.

Магистр вправе работать либо продолжать обучение, на этот раз в аспирантуре.

Третий уровень

На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.

Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны.

В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.

Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности.

Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы.

Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.

В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.

В некоторых видах учебных заведений существуют собственные аналоги аспирантуры, как правило, это касается вузов медицинских, дающих военную подготовку и др. Приведем несколько примеров:

Адъюнктура – характерна для вузов, готовящих кадры для МВД, Министерства обороны.

Ординатура – финальный этап получения образования в различных направлениях медицины и фармацевтики, длящийся два года. В программе ординатуры глубокое изучение медицинских предметов, сочетающихся с параллельной практикой в медучреждениях.

В этот период ординаторы получают богатый опыт работы по выбранному направлению. Выпускники получают возможность работать с различных медицинских заведениях.

Ассистентура-стажировка – данный вид высшего образовательного этапа характерен для специалистов, связавших профессию с миром искусства, то есть творческо-исполнительских специальностей. Обучение осуществляется в двухлетний срок и проходит индивидуально, по плану, разработанному под каждого студента специально.

Студент прикреплен к одному или нескольким руководителям и является, по сути, стажером. Итоговая работа творческая, может выглядеть как концерт, выставка, кинофильм и т.д. В дипломе будет прописана квалификация, например, «Артист высшей квалификации.

Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Выпускник ассистентуры-стажировки вправе преподавать и работать по специальности.

Источник: https://askonline.ru/chto-takoe-aspirantura-magistratura-bakalavriat/

Есть ли смысл студентам идти в магистратуру? :: РБК Тренды

Сначала идет аспирантура или магистратура

И как это влияет на трудоустройство

Patrick T. Fallon / Bloomberg

1

Откуда вообще в России появилась магистратура?

Практика разделения высшего образования на бакалавриат и магистратуру возникла в результате вхождения России в Болонский процесс в 2011 году.

Студенты столкнулись с более сложной двухступенчатой системой, в которой второй этап считается необязательным.

Наличие выбора — это всегда хорошо, однако на повестке дня до сих пор стоит вопрос, потребуется ли диплом магистра при дальнейшем трудоустройстве, если и степени бакалавра, порой, бывает вполне достаточно.

2

Зачем идти сначала на бакалавриат, а потом еще и в магистратуру?

Шестилетнее обучение по двухступенчатой системе имеет свои плюсы. Во-первых, студент выпускается с двумя полноценными дипломами. Во-вторых, магистратура позволяет сменить специализацию и получить знания по другому профилю, если, обучаясь на бакалавриате, студент понял, что это «не его».

Специалист, который учится пять лет, имеет возможность затем только получить второе высшее, и этот процесс займет больше времени. Весомым аргументом в пользу новой системы является и то, что дипломы нового образца признаются во всем мире, а диплом российского специалиста не признают почти нигде.

Тем не менее, еще не все вузы в России в полной мере перешли на новую систему. Специалитет остается на факультетах научного, технического и военного профилей. И это бывает оправдано, ведь выучиться на хорошего врача или инженера за четыре года сложно.

Сторонники специалитета считают, что пятилетний срок позволяет освоить любую профессию всецело и доброкачественно, а диплом специалиста не будет вызывать сомнений в квалификации его обладателя.

3

Считается ли магистратура вторым высшим?

Магистратура не считается вторым высшим, если бакалавр поступает на нее впервые — в таком случае это вторая ступень первого высшего образования. Если же пойти на магистратуру после специалитета, тогда по закону это уже будет считаться вторым высшим. Важно помнить, что после бакалавриата можно претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет.

Магистратура — это отличная возможность освоить новую профессию за более короткий срок. Для тех, у кого уже есть первое высшее образование, учеба в магистратуре будет длиться 2-2,5 года, тогда как на получение второго высшего по программе бакалавриата потребуется 3 или 4 года.

4

Какие объективные преимущества даёт степень магистра?

Логика двухступенчатого образования состоит в том, что студент, обучаясь на бакалавриате, получает базовые знания для уверенного выполнения определенной работы. Далее он поступает в магистратуру для получения более узкоспециализированных знаний.

Таким образом, магистратура может быть использована в целях углубления знаний по своей специальности или же освоения новой профессии. То есть, выпускаясь, студент будет иметь лучшее представление о том, где стоит применить все полученные знания.

При условии обучения на очной форме, магистратура, как и специалитет, дает отсрочку от армии, что является дополнительной мотивацией к продолжению образования у студентов-мужчин.

Наконец, магистратура — это неотъемлемая часть пути для тех бакалавров, которые в дальнейшем собираются продолжить деятельность в качестве ученого или преподавателя и поступать в аспирантуру. Специалист может идти в аспирантуру, минуя магистратуру.

Большая часть магистрантов успешно совмещают обучение со стажировкой или работой, ведь учеба на большинстве программ занимает всего несколько дней в неделю.

5

Насколько важен для работодателей диплом магистратуры?

Статистика Министерства образования и науки РФ показывает, что процент трудоустроенных выпускников со степенью магистра на порядок выше, чем процент трудоустроенных бакалавров. Правда, многие HR-специалисты считают, что для работодателя важно лишь высшее образование само по себе.

Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». Степень магистра иногда может сыграть свою роль в выборе одного из двух потенциальных кандидатов. Однако есть сферы, где безусловным показателем пригодности будет скорее не строчка о высшем образовании, а имеющийся опыт.

Это касается, к примеру, сферы IT, где соискателя вероятнее всего попросят сделать тестовое задание.

В целом, считается, что отсутствие диплома магистра может стать препятствием не для трудоустройства как такового, а для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. В какой-то момент может оказаться, что сотруднику попросту не хватает квалификации.

Тем, кто хочет работать за границей, просто необходима магистратура: устроиться там на хорошую работу с российским дипломом бакалавра крайне трудно.

6

Какие преимущества и недостатки обучения на магистратуре за рубежом?

Переход на Болонскую систему значительно повысил мобильность студентов и преподавателей. Имея российский диплом бакалавра, студент вполне может, собрав все необходимые бумаги, сдав тесты и переведя диплом на английский язык, подать документы на магистратуру за границей. Ежегодно учиться в зарубежные вузы уезжают по меньшей мере 20-30 тыс. российских абитуриентов.

Учеба за границей дает студенту высокий уровень подготовки, опыт жизни в чужой стране, возможность путешествовать, постоянную практику иностранного языка, а также увеличивает шансы пройти полезные стажировки и остаться работать за рубежом. Еще один ощутимый плюс: возможность сократить срок своего обучения, так как в некоторых странах магистратура длится не два года, а один.

Среди недостатков существуют очевидные: это волокита с документами и финансовая составляющая. Еще одна проблема — адаптация к новому менталитету, новой учебной системе и новой стране в целом.

Кстати, во многих российских вузах существуют программы обмена студентами в магистратуре, с помощью которых можно в течение одного года учиться в России, а второй год провести за границей. В итоге выпускник получает диплом двух образцов — российского и зарубежного.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/green/5d6bc5579a7947969fe36e4a

Чем аспирантура отличается от магистратуры

Сначала идет аспирантура или магистратура

Ввиду успешного принятия болонской системы в рамках отечественного образования, было реализовано несколько уровней высшего образования. Первым из них традиционно является бакалавриат. Дальнейшее повышение квалификации, которое производится по специальной программе, определяется в качестве специалиста и далее магистра.

Аспирантура представляет собой своеобразный переход между квалификационным уровнем специалиста наиболее высокой планки, до непосредственно научного работника.

Достаточно часто у многих, кто стремится продолжить свое образование после получения стандартного высшего появляется вопрос относительно различий между этими терминами. В первую очередь необходимо чётко понять значение этих терминов.

Так аспирантура является системой подготовки кадров в сфере науки преподавания из уже имеющихся специалистов, окончивших пятилетнее и шестилетнее обучение. Проходить соответствующую квалификацию можно как в самих вузах, так и в специализированных НИЦ и НИИ.

Магистратура же представляет собой высший этап подготовки специалистов. Существует определенный обязательный список обучающих программ, которые характерны для данного уровня. Магистры пользуются правом выбирать образовательное направление, а также изучать более глубоки отдельные дисциплины в рамках своей специализации.

Если говорить о различии между данными категориями, то как магистратура, так и аспирантура являются определенными уровнями владения знаниями в рамках высшего образования. После получения звания и диплома магистра, имеется полное право заняться либо практической работой, либо научной, или преподавать в рамках учебных заведений соответствующего профиля.

При необходимости и желании дальнейшего обучения и углубления своих знаний в рамках полученной специальности, аспирантура предоставляет такую возможность.

Она представляет собой более высокую ступень образования. Аспирантура может быть не только в рамках определенного университета после степени магистра, но также и при соответствующих научно-исследовательских учреждениях.

Ключевой задачей аспирантуры является подготовка преподавательского состава средней и высшей категории в рамках соответствующей сферы деятельности, а также выступать переходным звеном к научной степени.

Обучаться в аспирантуре могут все студенты, которые уже получили дипломы специалистов, либо магистров. Желательным являются определенные рекомендации от кафедры либо научных руководителей.

Непосредственно перед выпуском, необходимо защитить диссертацию кандидата наук, после чего дается допуск к продолжению работы в области науки. Аспиранты могут обучаться от 3 до 5 лет зависимо от конкретной сферы, а также выбранной формы занятий.

Если кратко говорить об общих отличиях между этими двумя понятиями, то магистратура представляет собой второй уровень подготовки в вузах, тогда как аспирантура стоит прямо над ней. Последняя представляет собой определенную форму подготовки преподавательского состава. Вне зависимости от сферы, аспирантура дает возможность преподавать изучаемый предмет в соответствующем вузе.

Магистратура тоже дает определенное право на передачу знаний, однако такой специалист допускается к преподаванию исключительно в образовательных учреждениях с более низким уровнем согласно аккредитации.

Магистратура неотъемлемая и непосредственная часть системы ВУЗа. Аспирантура может быть открыта как при самом университете, так и уже в рамках исследовательских центров либо других научных организаций, направленных на сугубо профессиональную деятельность.

Приступить к обучению в магистратуре могут все специалисты и бакалавры, в то время как к аспирантуре допускается только специалисты или магистры.

Также стоит отметить определенные нюансы, которые характерны для трудоустройства специалистов с соответствующими категориями. В настоящий момент не существует определенного документа, который бы разрешал магистру непосредственно преподавательскую деятельность, если он не имеет должной педагогической квалификации. В соответствии с регулированиями

Министерства образования, магистр принимается на работу в основном как вспомогательный персонал. Аспиранты также должны провести некоторое время, обучаясь соответствующей специальности. Только после этого они могут осуществлять преподавание в рамках своей, либо смежной кафедры.

Активная адаптация болонской системы в рамках традиционной обуславливает внесение определенного уровня требований к молодым специалистам и научным сотрудником.

Источник: https://big-help.ru/chem-aspirantura-otlichaetsya-ot-magistratury/

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Сначала идет аспирантура или магистратура

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Также рекомендуем: Уровни образования в России

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

СтупеньКвалификация/ Степень Срок обученияТребования для присвоения квалификацииГде можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
АспирантураАдъюнктура Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»).

Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией.

Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология».

Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика».

Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования.

Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров.

Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией.

В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Также рекомендуем: Как поступить в аспирантуру

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл.

Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах.

Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Источник: https://moluch.ru/information/ot-abiturienta-do-aspiranta/

Аспирантура и магистратура: отличия форм профессионального образования

Сначала идет аспирантура или магистратура

Вчерашний выпускник магистратуры может приступить к трудовой деятельности и/или перейти на третий уровень – аспирантуру, по окончании которой можно стать обладателем ученой степени. Выясним, кому доступен новый виток в повышении своей квалификации, и какие ещё возможности открываются перед выпускниками аспирантуры.

Отличия магистратуры и аспирантуры

История магистратуры в России берет свое начало в XVIII веке. За три столетия менялись не только структура, статус, но и был период, когда её вовсе закрывали.

С 2011 года, после введения двухуровневой системы высшего образования, магистратура является второй и заключительной ступенью вузовского образования. Аспирантура – относительно новое явление.

В нашей стране она появилась в 1925 году и стала первым этапом подготовки научно-педагогических кадров. С 2013 года аспирантуру считают третьим уровнем высшего образования, но уже послевузовским.

Что такое магистратура и аспирантура

Магистратура – второй уровень высшего образования, следуемый за бакалавриатом, дающий магистранту возможность углубленного изучения выбранной специальности. Магистратуру считают высшим уровнем в системе вузовского образования. Это подготовительный этап, который может стать стартом для ведения научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура – программа подготовки кадров высшей квалификации, дающая возможность вести научно-преподавательскую деятельность. Оба этапа обучения доступны только при наличии высшего образования. Обучение, как в магистратуре, так и в аспирантуре доступно на бюджетной основе. Дневная форма обучения молодым людям дает преференции в виде отсрочки от армии. 

Чем отличается магистратура от аспирантуры

Поступить в магистратуру можно при наличии диплома бакалавра или специалиста, в аспирантуру – любого высшего образования (магистратуры, ординатуры и т.д.), кроме бакалавриата. Помимо этого, различны и сроки обучения. Ниже приведены различия между двумя программами обучения.

Таблица 1. Отличия магистратуры и аспирантуры

Название МАГИСТРАТУРААСПИРАНТУРА
Обучение2 года3 года (очно), 4 года (заочно)
Специфика занятийГрупповое посещение лекций, практических занятий, проведение лабораторных работСамостоятельная работа, исследовательская деятельность под руководством куратора, педагогическая практика, доклады на научных конференциях
ПоступлениеТолько вступительный экзаменЭкзамены по специальности, иностранному языку и философии
Документ об образованииДиплом, с присвоением квалификации «магистр»Диплом с присвоением научной степени «кандидат наук», в случае защиты диссертационной работы.Без защиты диссертации при успешной сдаче ГИА  выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Дальнейшее обучениеАспирантураДокторантура

Если учебное заведение не имеет гос.аккредитации по программам аспирантуры, то выпускнику, успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдают только документ о высшем образовании и о квалификации.

Разница между бакалавр, специалист, магистр, аспирант

Чтобы не запутаться в понятиях, применяемых в образовательной иерархии, обратимся к словообразованию, где суффиксы  -ант и -ент означают незаконченное действие:

  • абитуриент – поступающий в ВУЗ;
  • студент – обучающийся в высшей школе;
  • магистрант – студент магистратуры;
  • аспирант – слушатель аспирантуры.

Иными словами, все те, кто находится в процессе.

Учащиеся, освоившие программу обучения, написавшие и защитившие дипломную работу или диссертацию, получают квалификацию:

  • бакалавра;
  • специалиста;
  • магистра.

Это дипломированные специалисты, имеющие профессиональное образование и готовые к трудовой деятельности по своей специальности.

В магистратуре пишут диплом или диссертацию

 Заключительный этап обучения в магистратуре – написание магистерской диссертации. Поскольку магистратура, это высшая ступень вузовского образования, то и требования к выпускной работе более высокие, чем при написании диплома:

  1.  Объем диссертации больше на 20-40 страниц по сравнению с дипломной работой.

  2. Необходимо присутствие собственных толкований применяемым терминам.

  3. Список литературы может доходить до сотни источников, которые нужно не только изучить, но и дать прочитанному собственную оценку.

  4. Обязательно присутствие научной части, содержащей актуальную задачу, с ее последующим решением и ответом на возникшие в ходе исследования вопросы.

  5. Уникальность работы должна быть не менее 80.

В магистерских диссертациях каждый раздел должен заканчиваться выводом.

Бакалавр, магистр, аспирант, доктор: кто дальше

Для успешной карьеры или ведения научно-преподавательской деятельности, достаточно пройти несколько этапов обучения:

  • бакалавриат;
  • магистратуру;
  • аспирантуру.

Источник: http://100umov.ru/polezno-znat/chem-otlichaetsya-aspirantura-ot-magistratury-otlichiya-mezhdu-bakalavr-spetsialist-magistr-aspirant/

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру?

Сначала идет аспирантура или магистратура

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад.

Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор.

Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

https://www.youtube.com/watch?v=kkn3GNbs41M

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Кому следует стремиться к получению степени магистра?

Раньше в магистратуру шли прежде всего те, кто решил посвятить себя академической карьере – научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности или работе в сфере наукоемких технологий.

Сегодня эта особенность магистратуры сохраняется в большинстве вузов, однако с каждым годом появляется все больше программ магистратуры четкой практической направленности и более узкой специализации.

Можно сказать, что со все более четким переходом на систему «бакалавриат – магистратура» первый становится источником базовых знаний без специализации, а вторая как раз дает более практические и узкие знания в выбранной области. 

Какова длительность и содержание магистерской программы?

Длительность программы – два года. При поступлении необходимо представить диплом бакалавра, либо дипломированного специалиста, либо специалиста. В первых двух случаях кандидат имеет право на бесплатное обучение (первое высшее), в третьем – только на платное (второе высшее).

Магистерская программа включает в себя две приблизительно равные по объему составляющие – образовательную и научно-исследовательскую.

Соответственно, по ее окончании необходимо, во-первых, сдать экзамены, а во-вторых – представить научно-исследовательскую работу: магистерскую диссертацию.

Платно или бесплатно?

Если раньше можно было поступить бесплатно только в магистратуру «своего» вуза, то есть того, в котором кандидат окончил бакалавриат или специалитет, то уже несколько лет как эта ситуация изменилась: поступать на бюджетное отделение можно и в другой вуз.

Для тех, кто выбрал научную карьеру, отметим, что магистратура является прекрасной подготовкой к поступлению в аспирантуру с перспективой получения степени кандидата наук.

За время обучения в магистратуре будущий аспирант привыкает к самостоятельной научной работе.

При этом магистратура ни в коей мере не заменяет и не дублирует последней, так как, в отличие от аспирантуры, академическая часть программы имеет не меньшее значение для подготовки магистра, нежели научно-исследовательская составляющая.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре).

За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности.

Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ.

Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год.

Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Грядут перемены

В 2015 году должны вступить в силу новые стандарты для магистратуры и аспирантуры, которые серьезно ужесточают требования к аккредитации таких программ в вузах и НИИ. Согласно этим изменениям, многие вузы потеряют право предлагать магистерские и аспирантские программы.

Освободившиеся места будут перераспределены в пользу ведущих вузов страны, которые смогут обеспечить все требования к этим программам.

Причем это будут не только столичные университеты, так как Министерство образования и науки РФ планирует обеспечить магистратурой и аспирантурой крупные региональные вузы.

Источник: https://www.begin.ru/add/magistratura/magistr-vs-aspirant.html

Кабинет Юриста
Добавить комментарий